Презентация "экспериментальная деятельность в детском саду". Презентация на тему: Экспериментирование в детском саду Презентация круглый стол в доу по экспериментированию

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно- следственную связь, соблюдать правила безопасности.




В процессе организации опытно- экспериментальной деятельности решаются следующие задачи: формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей; включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; обогащение); расширение перспектив развития поисково- познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, наглядных средств (эталонов, символов)


Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде, как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.










Опыты и эксперименты Наиболее интересны для детей опыты- эксперименты. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и останется неразгаданной, а вот все что, получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»



















В процессе экспериментирования дети учатся: -Видеть и выделять проблему. -Принимать и ставить цели. -Решать проблемы. -Анализировать объект и явления. -Выделять существенные признаки и связи. -Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. -Осуществлять эксперимент. -Выдвигать гипотезы, предложения. -Делать выводы.































1 из 26

Презентация на тему: Экспериментирование в детском саду

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

В каждом маленьком ребенке- Каждый новенький ребенок И мальчишке, и девчонке Вылезает из пеленок, Есть по двести грамм взрывчатки И теряется повсюду, Или даже полкило. И находится везде. Должен он бежать и прыгать, Он ужасно огорчится, Все хватать, ногами дрыгать, Если что-нибудь случится, А иначе он взорвется, Если что-нибудь случится Трах-бабах… и нет его. В целом мире без него.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

ФГТ Интегративное качество «Любознательный, активный» …интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности); в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

№ слайда 8

Описание слайда:

Основные характеристики детского экспериментирования: 1. Детское экспериментирование - особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития. 2. Формы экспериментирования (познавательная и продуктивная). В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение: новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования). 3. Детское экспериментирование - стержень любого процесса детского творчества. 4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.

№ слайда 9

Описание слайда:

обучение в рамках исследовательского подхода: с опорой на непосредственный опыт ребенка; расширение опыта в ходе поисковой, исследовательской деятельности; активного освоения мира; детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности; создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

№ слайда 10

Описание слайда:

Роль педагога в повышении активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности: 1. Стимулирует интерес 2.Стимулирует исследовательское поведение ребенка 3.Обсуждает варианты поиска, прогнозирования и результата 4. Помощь в составлении алгоритма, правил, ограничений 5.Использует приемы РТВ

№ слайда 11

Описание слайда:

У воспитанников дошкольного возраста через специальные упражнения в разных видах деятельности необходимо развивать умения: 1.Видеть проблемы - интегративное свойство мышления, которое развивается в течение длительного времени в разных видах деятельности. 2. Выдвигать гипотезы, строить предположения. 3.Задавать вопросы. 4.Оперировать понятиями «явление», «причина», «следствие», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и др. 5.Классифицировать. 6.Наблюдать. 7. Делать выводы и умозаключения.

№ слайда 12

Описание слайда:

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ: Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования Прогнозирование результата; проверка предположения; проблемная ситуация; уточнение правил безопасности; наблюдение результатов эксперимента; распределение воспитанников на подгруппы; фиксирование результатов эксперимента; выполнение эксперимента; формулировка выводов

№ слайда 13

Описание слайда:

Последовательность детского экспериментирования: 1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. 2. Прогнозирование результата (старший возраст) 3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования 4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (старший возраст) 5. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого) 6. Наблюдение результатов эксперимента 7. Фиксирование результатов эксперимента 8. Формулировка выводов

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

1 младшая группа Развитие наглядно- действенного мышления. Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты. Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы. Выполняют простейшие поручения. Произносят фразу: «Я хочу сделать …..»

№ слайда 16

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

Работа с воспитанниками данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у воспитанников элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи: 1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»); 2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»); 3) учить воспитанников сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?); 4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);

Средняя группа Действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные. Визуальный контроль взрослых необходим в целях безопасности и поощрения воспитанников. Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования.

№ слайда 20

Описание слайда:

Старшая группа Воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы. Даются задания по прогнозированию результатов. Опыты проводятся поэтапно. Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы. Вводятся длительные эксперименты. Воспитанники хорошо запоминают правила безопасности, но из-за несформированности произвольного внимания могут их забыть.

Описание слайда:

Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений: 1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево). 2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение). 3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов). 4. О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп). 5. Об эталоне «1 минута». 6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

№ слайда 23

Описание слайда:

Задачи познавательно-исследовательской деятельности: Младший дошкольный возраст: способствовать вхождению воспитанников в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); развивать способность пристальному и целенаправленному обследованию объекта; формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности (практические опыты). Старший дошкольный возраст: формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности; развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

№ слайда 24

Описание слайда:

Главные достоинства экспериментирования в детском саду: - воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; - происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции; -активно развивается речь ребенка; -происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; -формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата; развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности; формируются трудовые навыки; укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 17» «Детское экспериментирование в ДОУ» Подготовила: cтарший воспитатель Бражникова В.Б. Воронеж 2017

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму».

3 слайд

Описание слайда:

Детское экспериментирование – ведущий метод в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

4 слайд

Описание слайда:

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Задача взрослых-помочь детям в проведении этих исследований.

5 слайд

Описание слайда:

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Развивается речь. Происходит накопление фонда умственных умений. Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

6 слайд

Описание слайда:

Направления опытно-экспериментальной деятельности: Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства

7 слайд

Описание слайда:

В уголках по экспериментированию должны быть представлены различные материалы для исследования, которые постоянно обновляются. При оборудовании уголка экспериментирования учитываются следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей достаточность доступность расположения

8 слайд

Описание слайда:

Правила при организации исследовательской работы: 1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций. 2. Не сдерживать инициативу детей. 3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. 4. Не спешить с вынесением оценочных суждений. 5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний: 6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; 7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; 8. Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

9 слайд

Описание слайда:

Этапы развития детского экспериментирования: -Младший возраст-подготовка к экспериментированию. С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др. Дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы.

10 слайд

Описание слайда:

В среднем возрасте идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Используются проблемные ситуации: "Как из воды сделать значок?", "Зачем нужен нос?", "Тонет - не тонет?« и др. Проводятся эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например "Почему этот платочек высох быстрее?" (потому что он был на солнце); "Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему". Исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.

11 слайд

Описание слайда:

В старшем дошкольном возрасте углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения. Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям. Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию результатов. Например, "Сегодня мы посадили зерна овса, подумайте, каким он будет через 10 дней". Для формирования навыков самостоятельного экспериментирования детей можно использовать следующие приемы: -Воспитатель выполняет работу по указанию детей. Когда, обучая педагога, дети проговаривают план и действия всей работы, самостоятельно подходят к выводу эксперимента, отражая его в речи. -Презентация ребенком своей деятельности. Дети рассказывают и демонстрируют опыты, которые они провели дома. Что повышает самосознание и самооценку.

12 слайд

Описание слайда:

В настоящее время в дошкольной педагогике ребенок рассматривается не как объект науки, а как субъект; отношения ребенок – взрослый – это субъектно-субъективные отношения, т.е. мы, взрослые, не только изучаем ребенка, но и учимся у него. Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон. Отношения наши с детьми строятся на основе партнерства. Взрослый выступает в роли соучастника деятельности, а не наставника, и это позволяет ребенку проявить собственную познавательную исследовательскую активность.

13 слайд

Описание слайда:

И в заключении хочется добавить, что критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, то есть умение ребенком определить цель, способы её достижения, оценить полученный результат. Спасибо за внимание!

  1. 1. Воспитатель: Живаева Ирина ВячеславовнаГБОУ д/с № 58 СВАО г. Москва
  2. 2. Основной целью опытно- экспериментальной деятельности дошкольников являетсяразвитие свободной творческой личности ребенка. обеспечение развитие творческого психологического воображения и благополучия и мышления здоровья детей Задачи развития развитие коммуникативных развитие навыков познавательных способностей
  3. 3. Детское экспериментирование является одним изметодов обучения и развития естественнонаучныхпредставлений дошкольников. В ходе опытнойдеятельности дошкольник учится наблюдать,размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делатьвыводы, устанавливать причинно-следственную связь,соблюдать правила безопасности. Освоениесистематизированных поисково-познавательных знанийдетей, становление опытно-экспериментальныхдействий формирует основы логического мышления,обеспечивает максимальную эффективностьинтеллектуального развития дошкольников и ихполноценную готовность к обучению в школе.
  4. 4. Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса: специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме; совместная деятельность педагога с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей.
  5. 5. Структура детского экспериментирования - постановка проблемы, которую необходимо разрешить; - целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); - выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); - проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях); - анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось); - формулирование выводов.
  6. 6. Основным оборудованием в уголке экспериментирования являются: приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  7. 7. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная,копировальная и др.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельныекраски и др.); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянныепалочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновыегруши и др.; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло,мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.При оборудовании уголка экспериментирования необходимоучитывать следующие требования:безопасность для жизни и здоровья детей;достаточность; доступность.
  8. 8. Использование мнемосимволов всоставлении описательного рассказа о свойствах воды
  9. 9. Вода нужна всемРастениям Рыбам Насекомым Птицам Человеку зверям
  10. 10. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит,видит и делает сам. На этом и основано активноевнедрение детского экспериментирования в практикумоей педагогической работы по теме: "Развитиепознавательного интереса у детей дошкольного возраста впроцессе опытно-экспериментальной деятельности".
  11. 11. К старшему дошкольному возрасту заметно нарастаютвозможности познавательной активности ребенка,которая находит выражение в форме поисковой,исследовательской деятельности. Такая активностьобеспечивает продуктивные формы мышления. При этомглавным фактором выступает характер деятельности.Как подчеркивают психологи, для развития ребенкарешающее значение имеет не изобилие знаний, а тип ихусвоения, определяющийся видом деятельности, вкоторой знания приобретались.
  12. 12.  В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
  13. 13. Литература рекомендуемая для детского экспериментирования в ДОУ
  14. 14. С водой и без воды, что происходит?
  15. 15. Почему яйцо плавает?
  16. 16. Посадка фасоли
  17. 17. Почему так происходит?
  18. 18. Волшебные чернила

« Опытно-экспериментальная деятельность»

Творческое название проекта «Лаборатория

любознательных

утят»

Подготовила:

Мицель А. Ф.

воспитатель группы № 1


Актуальность проекта

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.


Цель проекта:

  • выявить необходимость применения опытно – экспериментальной деятельности детей в процессе их познавательного развития.

Задачи проекта:

  • Создать оптимальные условия для воспитания экологической культуры.
  • Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
  • Расширить перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
  • Поддерживать у детей инициативы, пытливости, критичности, самостоятельности.

Направления опытно-экспериментальной деятельности:

  • Живая природа: (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде).

Неживая природа: (воздух, вода, цвет и др.).

Человек: (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)


Основополагающий вопрос

Как познакомить детей с

неживой природой?


Ожидаемые результаты:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе;



Оборудование опытно-экспериментальной деятельности

Приборы-помощники: лупы, магниты, разнообразные сосуды из разных материалов

природный материал: камешки, песок, листья, шишки, мох и др.

утилизированный материал: проволока, кусочки меха, ткани, пробки и др.

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки.







Советы

для родителей

« Как помочь маленькому исследователю»

Работа с родителями

  • Памятка для родителей

«экспериментирование с водой» и

  • консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений