Сочинение по А. С

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

«Несмотря на то, что роман носит на себе имя сво-его героя,— в романе не один, а два героя: Онегин и Татьяна »,— справедливо писал в одной и своих ста-тей о «Евгении Онегине» В. Г. Белинский . Именно чувства Татьяны и Евгения стали сюжетным ядром произведения, именно их характеры стали объектом пристального авторского внимания. Раскрыть как можно глубже внутренний мир «милой» Татьяны и «доброго приятеля» Онегина — было одной из важ-нейших задач поэта.

Огромное значение в этом плане имеют письма ге-роев друг к другу. Письмо, в особенности таящее в себе любовное признание,— это опрокинутая чаша мыслей и чувств. Подлинная искренность и откровен-ность такого послания являются залогом того, что душа автора письма будет действительно обнажена.

Кроме того, настоящая сущность человека проявляет себя именно в критические моменты жизни, а любов-ное признание — одно из тяжких испытаний.

Итак, Татьяна решается писать Онегину. Ее пись-мо, как отмечал В. Г. Белинский, «высочайший обра-зец откровения женского сердца». И с ним нельзя не согласиться. Критик полагал, что «сочетание просто-ты с истиною составляет высшую красоту и чувства, и дела, и выражения....», потому что в послании Татья-ны, действительно, рядом с предельной откровенно-стью соседствует простота.

Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу еще сказать? Уже в самом начале письма звучит глубокая вера Татьяны в порядочность ее избранника и доверие к нему. Боясь быть наказанной презрением, Татьяна все же изливает откровения «души неопытной». Она уверена, что пишет именно тому человеку, который послан ей Богом, а потому она будет верна ему до кон-ца. Сколько страсти в ее словах, сколько подлинного умения любить! Не признаться Онегину Татьяна не может: ее душа пылает чувством, которое она давно ждала и о котором мечтала. Кокетничать и пытаться заслужить внимание иным способом не в ее характе-ре. Такое поведение — доказательство исключитель-ности героини.

Онегин отвечает на откровения Татьяны холодным и отрезвляющим разговором, но наступает момент, когда и этот знаток «науки страсти нежной» берется за перо. Что же толкает его на это? Новое свидание с когда-то отвергнутой им женщиной. Самая первая ре-акция Онегина на появление Татьяны — смятение, сомнение, шок:

Ужели,— думает Евгений,— Ужель она? Но точно... Нет... Как! из глуши степных селений...

Он ожидает того же и от Татьяны. Робкая, молча-ливая, некогда пораженная стрелой Амура , она не-пременно должна была испытать замешательство, ра-дость, стыд.... Что угодно! Онегин надеялся поразить ее своим появлением. И героиня, конечно, «удивлена, поражена», но внешне... абсолютно спокойна. А ведь скольких душевных сил стоило ей, страстной и по-прежнему любящей, это самообладание. Она «дру-гому отдана » и будет «век ему верна». Ни тени посто-роннего чувства не может появиться на ее лице.

Независимость Татьяны, ее неприступность, сдер-жанность, положение в свете задели Онегина, взвол-новали его. Она уже не деревенская девочка, а «равно-душная княгиня», «неприступная богиня роскош-ной, царственной Невы». Сраженный, Евгений садится за письмо.

«Письмо Онегина к Татьяне горит страстью; в нем уже нет иронии, нет светской умеренности, светской маски», — отмечал Белинский. Но уже первые строки этого письма отличают его от послания Татьяны:

Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит! Какому злобному веселью Быть может, повод подаю!

Онегин, в отличие от Татьяны, не доверяет адреса-ту письма, он воображает себе ее злорадство, счастье от осознания отомщения, высокомерие. Но ведь этих качеств в Татьяне никогда не было и появиться уже не могло.

Любви Татьяны Евгений так и не понял, да и ее саму тоже вряд ли «раскусил». А тот огонь подлинно-го чувства, который терзает ее сердце и заставил неко-гда сделать первый шаг, Евгений называет всего лишь «искрой нежности».

Теперь у него изменилось отношение к пониманию счастья, теперь он осознает, что «вольность и покой» не могут заменить любовь и счастливую семейную жизнь. Но это не утешает героиню, потому что Онегин и не задумывается о том, что Татьяна осталась преж-ней: положение в свете нисколько не переменило ее. Замечательно сказал об этом Ф. М. Достоевский: «...это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня!» Но именно прежнюю-то Онегин и не понял, он не смог ее полюбить, не оценил, пренебрег ею. И, явись она ему в прежнем образе, он пренебрег бы Лариной и сей-час.

«А счастье было так возможно, Так близко! » — с грустью замечает Татьяна. Онегин так и не понял, что такие натуры, как она, любят один раз в жизни. По-следние слова героини, адресованные Евгению, явля-ются свидетельством высокого душевного благородст-ва, нравственной чистоты, верности долгу, целомуд-рия.

Два письма... Оба о любви, и оба совершенно раз-ные. Они дают ясное представление читателю о герое и героине, помогают увидеть, понять, почувствовать их характеры, прожить вместе с ними маленькую час-тичку их духовной биографии.

И литературы.

Место урока:

четвёртый урок при изучении романа «Евгений Онегин», 2 четверть.

Цели урока:

Образовательные:

У Татьяны:

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

У Онегина:

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!

2. Как Татьяна и Евгений говорят о своей любви?

Оба говорят о том, что скрывать любовь и страсть мучительно.

– Чтоб только слышать ваши речи…

– Нет, поминутно видеть вас…

3. Какое чувство сопровождает героев в их размышлениях?

И Татьяна, и Онегин подводят итог всему написанному. Общее выражение "Но так и быть" не случайно в обоих письмах. На зеркальность писем переносится зеркальность чувств. Онегин в той же степени, что и Татьяна, любит.

Оба письма одинаково пылки, о чём свидетельствует обилие соответствующих знаков препинания:

Заполните, пожалуйста, таблицу «Знаки препинания в письмах Татьяны и Онегина»

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ. Результаты.

в письме Татьяны Онегина

восклицательных знаков

вопросительных

многоточий

Какой можно сделать вывод?

Получается, что Онегин более сдержан, но если учесть, что это письмо мужчины, да ещё такого прагматика, то следует представить себе степень его эмоциональности.

Следует обратить внимание на интонацию в письмах. 11 слайд.

Письмо Татьяны развивается интонационно последовательно. Начинается с умеренно-приподнятой экспозиции, которая продолжается в повествовательном тоне ("Но говорят…"). Затем интонация поднимается и достигает кульминации ("Другой!.."). К заключению интонация постепенно опускается до слов "Увы, заслуженным укором…" и оканчивается достаточно уверенным постскриптумом. Графически это могло бы выглядеть так:


Письмо Онегина начинается с восклицания. Буря чувств, томившихся в душе, прорывается едкостью и сарказмом: "Предвижу всё…". Внезапно эта интонация сменяется повествованием, задумчивостью: "Случайно вас…". Затем, томление: "Нет, поминутно…", нарастание страсти: "Вот блаженство!"; снова мука: "И я лишён того", подъём до кульминации: "И зарыдав у ваших ног": и нисходящая интонация концовки: "И предаюсь моей судьбе".

IV. Обобщение и систематизация результатов исследования

Посредством писем – сакральных текстов – раскрывается родство душ двух исключительных героев. Каждое из писем ярко индивидуально, и вместе с тем письма во многом перекликаются: 13 слайд.

В словесно-стиховом плане – общие фразы.

В смысловом плане – общее настроение.

В интонационном плане – широкий спектр интонаций.

В культурном плане – принадлежность к образованному кругу.

В этическом плане – как вызов морали и образец морали одновременно.

В эстетическом плане – как высокохудожественный шедевр.

Учитель:

Изящный пушкинский сюжет основывается на двух противоположных точках: два письма, написанные с шестилетним интервалом. Композиционно они разделены пятью главами с 3 по 8. Письма – не только неотъемлемый элемент фабулы романа, они её стержень. Существование писем вне романа возможно, романа без писем – никогда. Мы бы не узнали, какова Татьяна, не услышав её сокровенных строк, говорящих более красноречиво, нежели комментарии рассказчика. Без письма Онегина мы бы представили образ героя, но остались бы скрытыми метаморфозы его души, динамика развития образа и развязка. Кстати, за рамками романа остались ещё три письма Онегина: "…Он вновь посланье:// Второму, третьему письму// Ответа нет", но они, так же как оригинал письма Татьяны, предоставлены воображению и интуиции читателя и составляют одну из многих загадок романа. Ещё два ненаписанных письма – это устные ответы Евгения на письмо Татьяны и Татьяны на письмо Евгения. Оба обладают эпистолярными признаками: монолог по форме, продуманный заранее на заданную тему как продолжение переписки. Среди всех перечисленных писем два первых наиболее содержательны и значимы.

Таким образом, Онегин – человек, интеллектуально возвышающийся над толпой. Им владеет стремление к счастью и свободе, но свободу эту он понимает как «свободу для себя». Конфликт героя романа с окружающей действительностью основан лишь на том, что эта действительность причиняет страдания ему лично, препятствует именно его счастью. Евгений страдает, потому что его жизнь сложилась не так, как он этого хотел, но он не может понять, что счастье заключается в умении быть среди близких людей: преданного друга, любящей женщины.

Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан! –

восклицает герой, ощутивший муки настоящей любви. Но прозрение наступила слишком поздно:

убит Ленский, «другому отдана» Татьяна…

Финал романа открыт. Онегин сознательно изображается Пушкиным как герой, всегда стоящий на распутье. Автор не хочет закончить повествование традиционными свадьбой или смертью героя, а потому многие поколения исследователей пытаются угадать, что ждало Онегина в будущем. Версии были самые разные: одни отправляли Евгения на Сенатскую площадь, другие рассуждали о возможности возникновения любовного треугольника. Трудно сказать, кто был прав, потому что неясно, способны ли к нравственному возрождению люди, почитавшие «всех нулями, а единицами себя».

Русский человек читает Пушкина сердцем, становясь мистически сопричастным духовному опыту огромной культуры эпох и поколений.

V. Рефлексия.

По итогам нашего урока я предлагаю вам написать небольшую по объёму рецензию на урок. И поставить себе оценку за работу на уроке.

VI. Итоги

Оценка ответов.

Замечания учащихся учителю, себе.

VII. Установка на домашнее задание.

Выучить письмо Татьяны(девочки), Онегина(мальчики).

Список использованной литературы.

« Два письма из романа А . С . Пушкина « Евгений Онегин » как ключ к пониманию образов главных героев »

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

9 класс (базовый уровень).

Место урока:

четвёртый урок при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», 2 четверть.

Цели урока:

Образовательные:

  1. организовать исследовательскую деятельность обучающихся с целью выявления индивидуальной стороны письма Татьяны к Евгению Онегину;
  2. определить личностные качества характера письма Онегина к Татьяне;
  3. провести сопоставительный анализ писем Татьяны и Евгения;
  4. доказать на примере писем родство душ и исключительность двух героев.

Развивающие:

  1. создать условия для формирования у учащихся умение целеполагания;
  2. создать условия для развития навыков анализа лирического произведения, умения делать обобщающие выводы.

Воспитательные:

  1. создать условия для развития навыка владения культурными нормами и традициями русской речи;
  2. создать условия для развития логичности, осмысленности, склонности к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;
  3. создать условия для воспитания читательскую культуру школьников.

Тип урока: урок-практикум (обобщение изученного, сопоставительный анализ поэтического текста)

Форма урока: эвристический семинар.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация, тексты писем, таблицы для анализа писем, репродукции картин, портрет А.С.Пушкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Два письма из романа А . С . Пушкина « Евгений Онегин » как ключ к пониманию образов главных героев »

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

9 класс (базовый уровень).

учитель русского языка и литературы.

Место урока:

Четвёртый урок при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», 2 четверть.

Цели урока:

Образовательные:

  1. организовать исследовательскую деятельность обучающихся с целью выявления индивидуальной стороны письма Татьяны к Евгению Онегину;
  2. определить личностные качества характера письма Онегина к Татьяне;
  3. провести сопоставительный анализ писем Татьяны и Евгения;
  4. доказать на примере писем родство душ и исключительность двух героев.

Развивающие:

  1. создать условия для формирования у учащихся умение целеполагания;
  2. создать условия для развития навыков анализа лирического произведения, умения делать обобщающие выводы.

Воспитательные:

  1. создать условия для развития навыка владения культурными нормами и традициями русской речи;
  2. создать условия для развития логичности, осмысленности, склонности к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;
  3. создать условия для воспитания читательскую культуру школьников.

Тип урока: урок-практикум (обобщение изученного, сопоставительный анализ поэтического текста)

Форма урока: эвристический семинар.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация, тексты писем, таблицы для анализа писем, репродукции картин, портрет А.С.Пушкина.

ХОД УРОКА:

1, 2 слайды

…Это лучшее моё произведение.

Из письма Л.С.Пушкину (январь 1824 г., Одесса).

I. Слово учителя

Роман "Евгений Онегин" – это не только лучшее произведение Пушкина, это лучшее произведение всей русской литературы, с этим согласится не только множество специалистов, но и любой грамотный человек.

«Энциклопедия русской жизни", по мнению В.Г.Белинского, заключает в себе так много значимого для русского человека: быт и природу России, кипение политической жизни, идейные споры, душевные переживания и, конечно же, любовь.

3 слайд.

Цель работы: Проведение сравнительного анализ писем Татьяны и Евгения для раскрытия образов главных героев.

4 слайд.

Задачи:

Выявить индивидуальные стороны письма Татьяны к Евгению Онегину.

Определить личностные качества характера письма Онегина к Татьяне.

Провести сопоставительный анализ писем Татьяны и Евгения.

Доказать на примере писем родство душ и исключительность двух героев.

II. Исследовательская работа в микрогруппах. (домашнее задание)

5 слайд

  1. Образ Татьяны в романе

6, 7 слайд.

  1. Образ Евгения Онегина.

8 слайд.

  1. Письмо Татьяны к Онегину.

9 слайд.

  1. Письмо Онегина к Татьяне

III. Сопоставительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны.

10 слайд.

Если приятель вчера писал вам

одно, а сегодня противоположное – сличите почерк.

Макиавелли, "Государь".

Учитель:

Два письма пишут влюблённые люди. Но ситуация неблагоприятна ни для первого признания, ни для запоздалого ответа. Оба в равной мере осознают возможность, подспудно даже неизбежность неудачи, и вместе с тем судьба и вышняя воля двигают навстречу рождённых друг для друга и разобщённых той же судьбою людей. Оба принимают в расчёт возможный исход – презрение.

Перед вами тексты писем Татьяны и Онегина и таблица сравнения текста писем. Заполните, пожалуйста, пустые графы в таблице.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. 5 минут.

Чтение результатов.

А теперь ответьте, пользуясь таблицей, на вопросы:

  1. Какое чувство, по мнению Татьяны и Онегина, могут вызвать их письма у адресатов?

У Татьяны:

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

У Онегина:

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!

  1. Как Татьяна и Евгений говорят о своей любви?

Оба говорят о том, что скрывать любовь и страсть мучительно.

– Чтоб только слышать ваши речи…

– Нет, поминутно видеть вас…

  1. Какое чувство сопровождает героев в их размышлениях?

(одиночество)

  1. Подводят ли авторы писем итог всему написанному? Общие фразы.

И Татьяна, и Онегин подводят итог всему написанному. Общее выражение "Но так и быть" не случайно в обоих письмах. На зеркальность писем переносится зеркальность чувств. Онегин в той же степени, что и Татьяна, любит.

Учитель:

Оба письма одинаково пылки, о чём свидетельствует обилие соответствующих знаков препинания:

Заполните, пожалуйста, таблицу «Знаки препинания в письмах Татьяны и Онегина»

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ. Результаты.

В письме Татьяны Онегина

восклицательных знаков

вопросительных

многоточий

Какой можно сделать вывод?

Получается, что Онегин более сдержан, но если учесть, что это письмо мужчины, да ещё такого прагматика, то следует представить себе степень его эмоциональности.

Следует обратить внимание на интонацию в письмах. 11 слайд.

Письмо Татьяны развивается интонационно последовательно. Начинается с умеренно-приподнятой экспозиции, которая продолжается в повествовательном тоне ("Но говорят…"). Затем интонация поднимается и достигает кульминации ("Другой!.."). К заключению интонация постепенно опускается до слов "Увы, заслуженным укором…" и оканчивается достаточно уверенным постскриптумом. Графически это могло бы выглядеть так:

12 слайд.

Письмо Онегина начинается с восклицания. Буря чувств, томившихся в душе, прорывается едкостью и сарказмом: "Предвижу всё…". Внезапно эта интонация сменяется повествованием, задумчивостью: "Случайно вас…". Затем, томление: "Нет, поминутно…", нарастание страсти: "Вот блаженство!"; снова мука: "И я лишён того", подъём до кульминации: "И зарыдав у ваших ног": и нисходящая интонация концовки: "И предаюсь моей судьбе".

IV. Обобщение и систематизация результатов исследования

Посредством писем – сакральных текстов – раскрывается родство душ двух исключительных героев. Каждое из писем ярко индивидуально, и вместе с тем письма во многом перекликаются: 13 слайд.

В словесно-стиховом плане – общие фразы.

В смысловом плане – общее настроение.

В интонационном плане – широкий спектр интонаций.

В культурном плане – принадлежность к образованному кругу.

В этическом плане – как вызов морали и образец морали одновременно.

В эстетическом плане – как высокохудожественный шедевр.

Учитель:

Изящный пушкинский сюжет основывается на двух противоположных точках: два письма, написанные с шестилетним интервалом. Композиционно они разделены пятью главами с 3 по 8. Письма – не только неотъемлемый элемент фабулы романа, они её стержень. Существование писем вне романа возможно, романа без писем – никогда. Мы бы не узнали, какова Татьяна, не услышав её сокровенных строк, говорящих более красноречиво, нежели комментарии рассказчика. Без письма Онегина мы бы представили образ героя, но остались бы скрытыми метаморфозы его души, динамика развития образа и развязка. Кстати, за рамками романа остались ещё три письма Онегина: "…Он вновь посланье:// Второму, третьему письму// Ответа нет", но они, так же как оригинал письма Татьяны, предоставлены воображению и интуиции читателя и составляют одну из многих загадок романа. Ещё два ненаписанных письма – это устные ответы Евгения на письмо Татьяны и Татьяны на письмо Евгения. Оба обладают эпистолярными признаками: монолог по форме, продуманный заранее на заданную тему как продолжение переписки. Среди всех перечисленных писем два первых наиболее содержательны и значимы.

Таким образом, Онегин – человек, интеллектуально возвышающийся над толпой. Им владеет стремление к счастью и свободе, но свободу эту он понимает как «свободу для себя». Конфликт героя романа с окружающей действительностью основан лишь на том, что эта действительность причиняет страдания ему лично, препятствует именно его счастью. Евгений страдает, потому что его жизнь сложилась не так, как он этого хотел, но он не может понять, что счастье заключается в умении быть среди близких людей: преданного друга, любящей женщины.

14 слайд.

Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан! –

восклицает герой, ощутивший муки настоящей любви. Но прозрение наступила слишком поздно:

убит Ленский, «другому отдана» Татьяна…

Финал романа открыт. Онегин сознательно изображается Пушкиным как герой, всегда стоящий на распутье. Автор не хочет закончить повествование традиционными свадьбой или смертью героя, а потому многие поколения исследователей пытаются угадать, что ждало Онегина в будущем. Версии были самые разные: одни отправляли Евгения на Сенатскую площадь, другие рассуждали о возможности возникновения любовного треугольника. Трудно сказать, кто был прав, потому что неясно, способны ли к нравственному возрождению люди, почитавшие «всех нулями, а единицами себя».

Русский человек читает Пушкина сердцем, становясь мистически сопричастным духовному опыту огромной культуры эпох и поколений.

V. Рефлексия.

По итогам нашего урока я предлагаю вам написать небольшую по объёму рецензию на урок. И поставить себе оценку за работу на уроке.

VI. Итоги

Оценка ответов.

Замечания учащихся учителю, себе.

VII. Установка на домашнее задание.

Выучить письмо Татьяны(девочки), Онегина(мальчики).

Список использованной литературы.


Сочинение

Два письма – два признания (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Вступление – ставим основной вопрос

I Что их объединяет

1 Боязнь осуждения обществом

2 Предположение вероятного отказа

3 Одиночество

4 Незнание объекта любви

5 Отказ от личного счастья

II Чем они отличаются: Т. – мечтательница, О. – эгоист (ответ на осн.

Заключение – о современности

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» читатель встречает два письма, два пылких, отчаянных признания в любви. Однако именно письмо Татьяны Лариной продолжает восхищать миллионы людей на протяжении столетий. Быть может, послание Евгения Онегина незаслуженно «уходит на второй план»? Попытаемся в этом разобраться.

Казалось бы, эти письма столь многое объединяет. Оба автора переживают от мысли об осуждении обществом и боятся, что их чувства почти наверняка будут отвергнуты. Не принято, чтобы девушка первая открыто признавалась в любви. Тайная связь замужней дамы также будет подвергнута всеобщему порицанию, станет предметом для сплетен. Тем не менее, чувства, испытываемые героями, настолько сильны, что молчать о них они просто не в силах. В первых же строках Татьяна склоняет голову от стыда:

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Такую же реакцию на своё признание ожидает Евгений Онегин:

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!

Оба главных героя страдают от одиночества, наедине с собой в окружении множества людей. Татьяна резко отличается от своей жизнерадостной сестры:

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает…

Пресыщенный высшим светом, повидавший мир во время путешествий, Евгений Онегин ни к чему и ни к кому не испытывает привязанности, ощущает себя «чужим для всех». Впрочем, такие умонастроения могли быть навеяны модной литературой, ведь портрет лорда Байрона в кабинете «москвича в Гарольдовом плаще» висел не случайно.

И Онегин, и Татьяна искренне заблуждаются относительно того, что на самом деле представляет из себя объект их любви, какими качествами он обладает. Татьяна, воспитанная на романтических романах, живёт ожиданием единственного на всю жизнь ангела-хранителя:

Ты в сновиденьях мне являлся,

Незримый, ты мне был уж мил,

Твой чудный взгляд меня томил,

Давно... нет, это был не сон!

Ты чуть вошел, я вмиг узнала,

Вся обомлела, запылала

И в мыслях молвила: вот он!

Онегину же именно богатый жизненный опыт не позволяет оценить и принять счастье, дарованное судьбой. Как мог он даже предположить, что его признание Татьяне может стать поводом для «злобного веселья»! Первую любовь, всецело завладевшую Татьяной, он характеризует как «искру нежности». Для него завести очередной роман – лишь «милая привычка». Обидно, что из-за холодного, эгоистичного человека Татьяна вынесла столько горя и обрекла себя на брак без любви.

Оба героя наивно полагали, что найдут счастье в чём-то другом: Татьяна – в привычных ежедневных занятиях (как её мама), Онегин – в вольности и покое. Однако их ожидания не оправдались. В конце романа Татьяна плачет, потому что по-прежнему любит Онегина, но твёрдо решила остаться верной мужу.

Казалось, что книги из библиотеки Онегина должны были подсказать Татьяне, кем на самом деле является её возлюбленный:

Чудак печальный и опасный,

Созданье ада иль небес,

Сей ангел, сей надменный бес…

Но тем и отличается Татьяна от Онегина, что вопреки фактам видит не то, что есть на самом деле. Она по-прежнему погружена в мир своих мечтаний, только научилась скрывать это от окружающих. И этой «бедной Тане» Онегин своим письмом причиняет очередное тяжёлое потрясение.

Послание Татьяны к Онегину продиктовано возвышенным, чистым чувством. Невелика её вина в том, что свою мечту Татьяна так желала встретить наяву. Письмо Онегина, напротив, изобилует жалобами на судьбу, извинениями, подозрениями и, в конечном итоге, имеет целью то, чтобы взрослый ребёнок получил-таки запретную игрушку. В нём нет ни слова о том, что должна была пережить отвергнутая Татьяна, каким образом она теперь должна поступить по отношению к своему мужу. Это письмо эгоиста, привыкшего получать то, что ему хочется. Никакая пылкость фраз о «совершенстве» и «блаженстве» не может поднять этот жалобный призыв до уровня вдохновенного письма Татьяны.

В наше время быстрого обмена информацией, когда эмоции заменяют «смайлики» в интернете, мы разучились выражать свои чувства, облекая их в словесную форму. Признание в любви Татьяны Лариной заставляет задуматься, какие слова мы бы хотели чаще слышать друг от друга.

Урок литературы в 9-м классе по теме

"Два письма в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»".

Презентация к уроку

Цели урока:

    образовательные: проведение сопоставительного анализ писем Татьяны и Евгения; выявление индивидуальной стороны писем Татьяны и Онегина; доказать на примере писем родство душ и исключительность двух героев;

    развивающие: развивать навыки анализа лирического произведения, делать обобщающие выводы;

    воспитательные: развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности; воспитывать читательскую культуру школьников.

Оборудование: компьютер, мудьтимедийный проектор; портрет А.С.Пушкина, иллюстрации с изображением Татьяны и Онегина.

Ход урока

Любви нас не природа учит,

А первый пакостный роман…

А.С.Пушкин

Она прошла в его жизни мимо него не узнанная и не оцененная им;

в том и трагедия их романа.

Ф.М.Достоевский

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Слово учителя.

Современникам А.С.Пушкин представил свой роман как «собранье неспелых глав», «небрежный плод» своих забав.

Позволим себе не поверить поэту, так как содержание произведения говорит об ином. Нет ничего непродуманного или лишнего, каждый эпизод представляет высочайшую художественную ценность и несет в себе большую содержательную, смысловую нагрузку для понимания всего произведения и его главных героев.

Большую роль в понимании характеров героев, в определении их судьбы играют письма Татьяны и Онегина. То, что А.С.Пушкин придавал большое значение письмам героев, говорит факт написания письма Онегина в 1831 году, когда роман уже был написан. А.С.Пушкин посчитал необходимым иметь в романе именно два письма. Эти письма помогут нам разобраться в характерах героев, понять их «из первых рук», мы сможем связать их с судьбой героев, лучше понять замысел поэта.

IV. Чтение писем учащимися наизусть:

- письма Татьяны (под музыку вальса);

-письма Онегина (под музыку баркаролы).

Вопрос: что заставило героев написать письма? (глубокое чувство)

V. Сопоставительный анализ писем.

Сегодня мы попытаемся сопоставить два письма из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Это письмо Татьяны к Онегину и письмо Онегина к Татьяне. Мы чувствуем, что в письмах есть общие темы . Мы найдем их, сопоставим друг с другом, произведя таким образом сравнительный анализ.

На доске обозначена общая тематика в письмах. Ваша задача – найти текст в письмах, проанализировать содержание, коротко записать в соответствующий раздел таблицы (раздаточный материал).

Оценка характера

Письмо Татьяны

Письмо Онегина

Оценка характера

    Предполагаемое отношение к написанному письму:

Совесть – стыд –скромность.

Возможно, презрение (девушка первая пишет письмо к малознакомому человеку).

Горькое презрение и злобный смех (месть за опоздавшее чувство).

Незнание Татьяны - эгоизм.

    Для счастья достаточно:

Скромность – мечтательность – романтичность.

Изредка видеть его, а все остальное время только думать о нем.

Требует видеть её ежедневно, поминутно.

Эгоист – не уважает её положение.

    Что означает их встреча:

Судьба.

Послан Богом, узнала: «Вот он!..»

Случайно…время.

Лишь случай.

    Что означает для них любовь?

Скромность. Любовь – жизнь для любимого.

Горькое мученье!

Блаженство!

Состояние – светский роман.

    Сила чувства.

Скромность.

Я вам пишу…

Противиться не в силах боле…

Слабость.

    Окончание письма.

Скромна, доверчива.

Стыдится своего письма. Доверяется чести Онегина.

Сильное чувство. Отдает свою судьбу решать Татьяне.

Эгоистичность.

- Что можно сказать о письме Татьяны?

(Это письмо провинциальной русской дворянской барышни, молодой, неопытной, романтической, влюбленной в светского молодого человека. Она чисто русская девушка: скромная, мечтательная, стыдливая, доверчивая, искренняя в своих сильных чувствах, готова отдать себя любимому.)

- Что можно сказать о письме Онегина?

(Это письмо опытного, много знавшего в жизни светского человека, которого неожиданно поразила любовь к замужней женщине. Онегин сильно влюблен в Татьяну, однако думает только о себе.)

Учитель: Письма Татьяны и Онегина существуют как текст в тексте, перед каждым посланием есть заголовок.

- Наверное, только в письме человек может полностью излить душу… И герои Пушкина не являются исключением. Письма раскрывают внутренний мир персонажей, передают их чувства и переживания. В этом и заключается основная функция писем. Ведь вряд ли читатель смог бы представить нежный, женственный и романтичный образ Татьяны без ее искренней и проникновенной исповеди. Также именно в своем письме Онегин предстает обновленным, изменившимся человеком.

Письма Татьяны и Онегина создают симметрию в композиции романа, являясь своеобразным отражением друг друга. Признание Татьяны и запоздалый ответ на него Онегина разделяют шесть лет и 5 глав (с 3 по 8).

- Следует обратить внимание на интонацию в письмах.

Письмо Татьяны развивается интонационно последовательно. Начинается с умеренно-приподнятой экспозиции, которая продолжается в повествовательном тоне. Затем интонация поднимается и достигает кульминации. К заключению интонация постепенно опускается и оканчивается достаточно уверенным постскриптумом.

Письмо Онегина начинается с восклицания. Буря чувств, томившихся в душе, прорывается едкостью и сарказмом. Внезапно эта интонация сменяется повествованием, задумчивостью. Затем - томление, нарастание страсти; снова мука, подъём до кульминации и нисходящая интонация концовки.

- Изящный пушкинский сюжет основывается на двух противоположных точках: два письма, написанные с шестилетним интервалом. Письма - не только неотъемлемый элемент фабулы романа, они её стержень. Существование писем вне романа возможно, романа без писем - никогда. Мы бы не узнали, какова Татьяна, не услышав её сокровенных строк, говорящих более красноречиво, нежели комментарии рассказчика. Без письма Онегина мы бы представили образ героя, но остались бы скрытыми метаморфозы его души, динамика развития образа и развязка.

Кстати, за рамками романа остались ещё три письма Онегина, но они, так же как оригинал письма Татьяны, написанный на французском языке, предоставлены воображению и интуиции читателя и составляют одну из многих загадок романа. Ещё два ненаписанных письма Онегина - это устные ответы Евгения на письмо Татьяны и Татьяны на письмо Евгения. Оба обладают эпистолярными признаками: монолог по форме, продуманный заранее на заданную тему как продолжение переписки. Среди всех перечисленных писем два первых наиболее содержательны и значимы.

    Как писал философ и публицист прошлого века Николай Николаевич Страхов: “До сих пор всякий, желающий говорить о Пушкине, должен, нам кажется, начать с извинения перед читателями, что он берётся в том или другом отношении измерять эту неисчерпаемую глубину”. С этим высказыванием сложно не согласиться.

    Пушкин и его произведения самодостаточны и самоценны, они не нуждаются в комментариях и интерпретировании и неподвластны им. Русский человек читает Пушкина сердцем, становясь мистически сопричастным духовному опыту огромной культуры эпох и поколений.

VII. Подведение итогов урока, выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: письменная творческая работа «Два письма в романе «Евгений Онегин»».

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений