Скачать презентацию осевое вращение земли. Презентация по географии на тему Суточное вращение Земли

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

1.
Суточное вращение Земли вокруг полярной оси.
2.
Доказательства вращения Земли.
3.
Географические следствия вращения Земли.
1

Земля
вокруг своей оси
вращается с запада на
восток (если смотреть со
стороны Северного полюса)
против часовой стрелки.
Полный
оборот
относительно
звезд
окружающих
солнечную
систему Земля совершает за
23 часа 56 минут 4,0905
секунд.
Для
удобства
принято
считать
время
полного оборота 24 часа.
Угловая
скорость
вращения всех точек Земли
при
этом
одинакова:
360°/24 = 15°.
2

Линейная скорость вращения точек зависит от того
расстояния, которое они должны пройти за период
суточного вращения Земли. Неподвижным остаются на
поверхности только точки выхода воображаемой оси –
точки географических полюсов.
Наибольшую скорость вращения имеют точки на
линии экватора – 464 м/с. Следовательно, скорость
вращения будет уменьшаться от экватора к полюсам.
Линейная скорость для любой широты округляется
формулой:
V1 = V cos φ,
где V – скорость на экваторе, φ – широта местности:
V1 = 464*cos 52° = 464*0,6032 = 279,88 м/с
Мы не замечаем вращение Земли потому, что все
предметы и атмосфера равномерно вращаются вместе с
поверхностью Земли. Наоборот, нам кажется, что
небесные светила движутся с востока на запад, т.е.
навстречу действительному движению Земли.
3

Маятник Фуко

Из физики известно, что плоскость
качания маятника не изменяется, если на
маятник не действуют какие-либо другие
силы, кроме силы тяжести.
В 1851 г. французский физик Л. Фуко
на основе этого закона сделал опыт,
доказывающий вращение Земли вокруг оси.
В наиболее высоком здании Парижа –
Пантеоне – на тонкой стальной проволоке
был подвешен тяжелый металлический шар
с острием. Под этим огромным маятником
был сделан помост, на котором насыпан
песок. Когда маятник начали медленно
раскачивать, то заметили, что острие
оставляет след на песке, причем в
результате
каждого
нового
качания
маятника линия, проходящая через центр
качания, отклоняется своими концами
вправо,
если
смотреть
сверху
от
предыдущей.
В
действительности
отклоняется не маятник – он сохраняет
свою плоскость качания, а изменяется
положение в пространстве всей земли
вместе с помещением, в котором качается
маятник.
4

Положения плоскости качания
маятника при суточном вращении
Земли
Величина отклонения маятника
зависит от широты места наблюдения.
На
экваторе
этот
эффект
совершенно не выражен, а по мере
удаления от экватора он все возрастает
и на полюсах заметен наилучшим
образом. Здесь отклонение линий
качания маятника в течение каждого
часа равно 15°, а за сутки – 360°.
Величину кажущегося поворота
плоскости качания маятника за один
час можно вычислить для любой
широты по формуле:
α = 15°*sin φ
где а – искомая величина, φ –
широта местности, а 15° – угловая
величина поворота Земли за 1 час.
Линия качания маятника отклоняется в
северном полушарии вправо, а в
южном – влево. Это значит, что
вращение
Земли
вокруг
оси
происходит с запада на восток.
5

6

Отклонение падающих тел

Если бросить какое-либо тело с высокой
башни, то оно падает не отвесно, а несколько
отклоняется в восточном направлении.
Это объясняется тем, что вершина башни
находится от центра Земли дальше, чем ее
основание, и, следовательно, описывает более
длинную окружность при вращении Земли.
Падающее тело наверху башни имело
большую горизонтальную скорость, чем у ее
основания, а поэтому достигло поверхности
Земли в пункте, лежащем несколько восточнее
отвесной линии (рис.).
В шахте глубиной 158,5 м тело при падении
отклоняется на 27,5 мм. Эффект отклонения
падающего
тела
в
противоположность
предыдущему опыту лучше всего выражен
на экваторе и совсем отсутствует на
полюсах.
7

Сплюснутость Земли

Сплюснутость Земли свидетельствует о
вращении ее вокруг своей оси. Известно,
что вращение порождает центробежную
силу, которая в условиях Земли, имеющей
шарообразную
форму,
неодинаково
проявляется в разных местах.
Линейная же скорость на разных
широтах неодинакова. На экваторе каждая
точка пробегает 464 м/сек, на широте
Москвы – всего 260 м/сек, а на полюсе эта
величина практически равна нулю.
Центробежная сила пропорциональна
квадрату скорости и больше всего на
экваторе, отсутствуя на полюсах. Эта сила
придала
Земле
форму
эллипсоида
вращения, поверхность которого ближе
всего к центру Земли у полюсов и дальше
всего у экватора, подобно поверхности
колец, сжимающихся при вращении (рис.)
Таким образом, центробежная сила и
расстояние от центра Земли делают
неодинаковой силу тяжести в разных
местах.
На экваторе всякое тело весит меньше,
8
чем на полюсе, на 1/200 часть.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СУТОЧНОГО ВРАЩЕНИЯ ЗЕМНОГО ШАРА

Вместе с шарообразной фигурой вращения Земли в поле
солнечной радиации определяется зональность природы.
1.
2. Осевое вращение обуславливает смену дня и ночи. В
результате смены дня и ночи возникает суточный режим процессов в
ГО. Если бы не было суточного вращения Земли, то одна сторона её
непрерывно нагревалась бы, а другая охлаждалась бы, и это отразилось
бы на всех природных процессах земной поверхности.
2.
9

3. При вращении Земли вокруг своей оси неподвижными остаются две точки – полюса – это дает возможность построить на шаре координатную сетк

3. При вращении Земли вокруг своей оси неподвижными
остаются две точки – полюса – это дает возможность
построить на шаре координатную сетку, т.е. меридианы,
параллели, экватор.
Меридиан (лат. – «полуденный») –
это линия, соединяющая полюса.
Для
определения
начального
меридиана объективных критериев
нет, поэтому его выбрали условно –
меридиан,
проходящий
через
Гринвичскую
обсерваторию,
он
называется
начальным
или
гринвичским. От него ведется счет
долгот.
Долготой называется расстояние в
градусах от начального меридиана до
меридиана, проходящего через объект.
Для удобства счет долгот ведут в обе
стороны от Гринвича, от 0° до 180° на
восток – долготы восточные, на
запад – западные.
10

Экватором называется линия, образованная
пересечением земной поверхности плоскостью,
перпендикулярной оси вращения Земли и
отстоящей на равных расстояниях от полюсов. Это
линия самого большого круга на земной
поверхности. Она делит Землю на два полушария:
северное и южное.
Если мысленно пересечь Землю плоскостями,
параллельными плоскости экватора, то на
поверхности
появятся
линии,
имеющие
направление запад-восток, которое называется –
параллелями. Удаленность параллелей, и,
следовательно, и всякой точки от экватора в
градусах меридиана, называется широтой. Широта
измеряется в пределах от 0° до 90° и бывает
северной и южной.
Длина параллелей уменьшается от экватора к
полосам, соответственно уменьшается и линейная
скорость вращения всех параллелей. Линейная
скорость вращения всех точек на одной параллели
одинакова.
11

Географические координаты

Географическая широта – это угол между
нормалью к поверхности эллипсоида (или между
отвесной
линией

перпендикуляром
к
поверхности геоида) и плоскостью экватора.
Величины широт, которые отсчитываются от
экватора до северного полюса учитывают со
знаком «плюс», «северная», а к югу – со знаком
«минус», «южная». Широта экватора равна 0°,
широта северного полюса равна + 90°, южного – –
90 .
Географическая долгота представляет
собой двугранный угол между плоскостью
географического меридиана точки и плоскостью
начального географического меридиана. Долготу
отсчитывают от Гринвичского меридиана к
востоку от 0 до 360°, или к востоку от 0 до 180°, и
к западу от 0 до 180° с указанием «восточная
долгота», «западная долгота». Долгота и широта
могут быть также определены соответственно
длиной дуги меридиана и параллели на
поверхности эллипсоида.
12

4. Вращение Земли вызывает действие отклоняющей силы вращения Земли

Гюстав Гаспар Кориолис
(Gaspard-Gustave de Coriolis)
(21.05.1792 - 19.09.1843)
Отклоняющая
сила
вращения
Земли,
или
сила
Кориолиса,
проявляется
в
том,
что
все
движущиеся на земной поверхности,
или параллельно ей тела, отклоняются
от своего направления в северном
полушарии вправо, в южном – влево.
Все тела при движении стремятся
сохранить
прямолинейное
направление. Но их движение
происходит во вращающейся сфере.
Поэтому
кажется,
что
они
отклоняются
от
первоначального
направления.
На
самом
деле,
отклоняются не тела, а перемещается
сама поверхность, по которой или над
которой движутся эти тела.
13

Из точки А в сторону Северного полюса запущена
ракета. В момент запуска ее направление совпадало с
направлением меридиана. Через некоторое время
точка А в результате вращения Земли перемещается в
точку Б. Направление меридиана отклонилось влево.
Движущееся тело по закону инерции стремится
сохранить свое направление и скорость в мировом
пространстве. Ракета и сохраняет первоначально
заданное направление, а наблюдателю кажется, что
ракета отклонилась вправо. Нетрудно заметить, что
эта отклоняющая сила фиктивна, что отклоняется не
движущееся тело, а меняет свое пространственное
положение поверхность Земли. Отклонение будет
наибольшим на полюсах, а на экваторе равно 0°, т.к.
меридианы там параллельны друг другу и их
направление в пространстве не изменяется.
Отклонение в северном полушарии происходит
вправо, в южном – влево. Сила Кориолиса влияет на
все движущиеся предметы, независимо от
направления движения. Величина отклоняющего
действия вращения Земли на тело массой 1 кг,
выражается формулой:
F = 2ω*ν*sin φ
где ω – угловая скорость Земли, ν – скорость
движения тела, α – широта.
14

5. Обращение Земли вокруг оси дает основную единицу измерения времени – сутки

Солнечные сутки – промежуток времени между двумя последовательными
прохождениями центра Солнца через меридиан точки наблюдения.
Истинное солнечное время – промежуток времени между двумя последовательными
верхними кульминациями центра Солнца через меридиан точки наблюдения.
Продолжительность истинных солнечных суток изменяется в течение года прежде всего
вследствие неравномерного движения Земли по эллиптической орбите. Следовательно, они
также неудобны для измерения времени.
Среднее солнечное время – промежуток времени между двумя последовательными
верхними кульминациями центра среднего Солнца через меридиан точки наблюдения –
фиктивной точки, равномерно движущейся по небесному экватору со средней скоростью
движения истинного Солнца по эклиптике. Средние солнечные сутки равны 24 ч. В
практических целях пользуются средними солнечными сутками.
Они длиннее звездных, ибо Земля вращается вокруг оси в том же направлении, в
котором движется по орбите вокруг Солнца с угловой скоростью около 1° в сутки. Из-за
этого Солнце смещается на фоне звезд, и Земле нужно еще довернуться примерно на 1°,
чтобы Солнце «пришло» на тот же самый меридиан. Таким образом, за солнечные сутки
15
Земля совершает оборот примерно на 361°.

Звездные сутки – промежуток времени между двумя последовательными
верхними кульминациями звезды через меридиан точки наблюдения (время
полного оборота Земли вокруг оси). Время между двумя прохождениями звезды
через меридиан данного места звездные сутки равны 23 часам 56 минутам 4
секундам. Это действительное время суточного обращения Земли. (т.к. Земля
движется вокруг Солнца и вокруг оси в одном направлении, то солнечные сутки
длиннее действительного времени полного оборота). Звездные сутки заключают
в себе 86400 с = 24 часа.
Звездный день немного
короче солнечного дня.
Когда
звездный
день
заканчивается,
Земля
должна
еще
немного
повернутся,
чтобы
"догнать" Солнце.
Звездные сутки. Начальное положение.
16

В повседневной жизни средним солнечным временем пользоваться тоже неудобно,
поскольку на каждом меридиане оно свое – местное время.
Наличие в различных пунктах, лежащих на разных меридианах, своего местного
времени приводило ко многим неудобствам. Поэтому на Международном астрономическом
конгрессе в 1884 г. был принят поясной счет времени.
Для этого всю поверхность земного шара разделили на 24 часовых пояса по 15°
каждый. За поясное время принято местное время среднего меридиана каждого пояса.
Нулевой (он же 24-й) пояс тот, по середине которого проходит нулевой (гринвичский)
меридиан. Его время принято в качестве всемирного времени. Счет поясов ведется с запада
на восток.
В двух соседних поясах поясное время отличается ровно на 1 ч. Границы часовых
поясов на суше для удобства проведены не строго по меридианам, а по естественным
рубежам (рекам, горам) или государственным и административным границам. Чтобы
перевести местное время во всемирное и обратно, нужно знать угловое расстояние места от
начального меридиана, т.е. долготу места. Всемирное время используется в астрономии, в
практической жизни оно фактически не применяется. Для перевода местного времени в
поясное и обратно, служит формула:
Тп = Тм + n – λ,
где Тп – поясное время, Тм – местное время, n – номер пояса, λ – долгота.
17

18

После Октябрьской революции, 8 февраля 1918 г., поясное деление было
введено декретом Совета Народных Комиссаров.
Декретом правительства от 16 июня 1930 г. стрелки всех часов на территории
Советского Союза были передвинуты на час вперед. Образовалось декретное время,
введение которого позволило сэкономить электроэнергию. Срок действия декретного
времени был установлен «впредь до отмены» (просуществовало до 1981 г.).
Постановлением Совета Министров 1 апреля 1981 года стрелки часов перевели
еще на час вперед. Таким образом, летнее время оказалось уже на два часа впереди
поясного. В течение десяти лет на зимний период стрелки часов отводились на час
назад по сравнению с летним временем, а летом вновь возвращались на место.
В марте 1991 года декретное время было отменено. Опережение на два часа
вперед было упразднено. Мы перешли на систему отсчета летнее – зимнее время.
Зимой использовалось поясное время, а летом часы переводились на 1 час вперед.
В Беларуси постановлением Совета министров №1229 от 15 сентября 2011 г.
утверждено исчисление времени в соответствии с международной системой часовых
поясов по поясному времени плюс один час без перевода стрелок на сезонное время.
19

6. Линия перемены дат

Кругосветное путешествие Магеллана
и потеря одного дня.
Меридиан
180°
принят
за
международную линию изменения дат.
Это условная линия на поверхности
земного шара, по обе стороны от которой
часы и минуты совпадают, а календарные
даты отличаются на одни сутки. Например,
в Новый год в 0 ч 00 мин к западу от этой
линии 1 января нового года, а к востоку –
31 декабря старого года. При пересечении
границы дат с запада на восток в счете
календарных дней возвращаются на одни
сутки назад, а с востока на запад – одни
сутки в счете дат пропускаются.
Для
удобства
исчисления
международным
соглашением
было
принято считать началом новых суток 12-й
часовой пояс, т.е. меридиан 180°. Это
линия перемены дат.
20

7. Со строение земного шара и его вращением тесно связано формирование его геофизических полей

21

8. Смена дня и ночи создает суточную ритмичность в живой и неживой природе

22

9. Приливы и отливы

Следствием вращения Земли являются приливы и отливы. Луна, как
самое близкое к Земле небесное тело, имеет большую силу притяжения.
Эта сила вызывает деформацию поверхности Земли, особенно ее водной
оболочки.
В наиболее близком к Луне пункте, а также в противоположном
пункте Земли всегда образуется приливной выступ. Прилив на стороне
Земли, повернутой к Луне, объясняется тем, что здесь самая большая
сила притяжения. Прилив же на противоположной стороне Земли
объясняется тем, что центробежная сила, возникающая в результате
вращения Земли и Луны вокруг их общего центра тяжести, находящегося
внутри Земли, превышает силу притяжения Луны.
Приливы наблюдаются на линии Земля – Луна, а отливы – на
перпендикулярной линии.

Замечание 1

  1. Жаркий пояс освещенности;

Определение 1

Пояс освещенности

Жаркий пояс освещенности

Умеренные пояса освещенности

Холодные пояса освещенности

Определение 2

Полярный день

Определение 3

Полярная ночь

1. Пояса освещенности Земли.

Задания по рис.1.

1) Подпиши названия полюсов, тропиков, полярных кругов и поясов освященности Земли.

2) Укажи день года и особенности положения СОлнца на полюсах, тропиках и полярных кругах, времена года, наступающие в разных частях поверхности Земли.

3) Впиши пропущенные слова.

Лето наступает в северном полушарии, зима - в южном. Солнце находится в зените над линией северного тропика , не заходит за горизонт над линией северного полярного круга . В Северном полушарии продолжительность дня длиннее, чем продолжительность ночи.

День летнего солнцестояния.

2. Вращение Земли вокруг своей оси.

Задания по рис.2.

1) Укажи направление вращения Земли вокруг своей оси.

2) Обозначь районы Земли, где можно наблюдать: а) восход Солнца; б) вечерние сумерки; в) день и ночь.

3) Впиши пропущенные слова.

Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа. Если в вашем населенном пункте сейчас день, то через 12 часов будет ночь. За 24 часа Земля повернется на 360 градусов, а за 1 час - на 15 градусов.

Школа географа-следопыта.

В ходе работы с моделью "Земля-Луна-Солнце" (теллурием) составьте и запишите рассказ об одном из четырех особых положений Земли на околосолнечной орбите.

  1. Дата, соответствующая данному положению Земли. В данном положении Земля находится на околосолнечной орбите 22 июня.
  2. Времена года, которые заканчиваются весна-осень и начинаются лето-зима в этот день по астрономическому календарю. В этот день в Северном полушарии заканчивается весна и начинается лето. А в Южном полушарии заканчивается осень и начинается зима.
  3. Стороны горизонта, откуда восходит и где заходит Солнце в этот день. Солнце в этот день восходит на западе, а заходит на востоке.
  4. Время восхода и захода Солнца в этот день. Солнце восходит в этот день рано, а заходит поздно.

Закономерное изменение положения Земли по отношению к Солнцу при ее движении по орбите с сохранением определенного наклона оси вращения обусловливает положение на Земле линий тропиков и полярных кругов, ограничивающих пояса освещенности (астрономические тепловые пояса). Они выделяются в зависимости от полуденной высоты Солнца и продолжительности освещения (от продолжительности дня).
Между тропиками (северным - тропиком Рака и южным - тропиком Козерога) лежит жаркий астрономический пояс , в пределах которого Солнце два раза в году стоит в полдень в зените. На экваторе эти моменты разделены равными промежутками времени по 6 месяцев (21 марта и 23 сентября). На тропиках Солнце стоит в зените только один раз в году - в дни солнцестояний (на северном тропике - 22 июня, на южном - 23 декабря). В поясах, расположенных между тропиками и полярными кругами, в умеренных астрономических поясах , Солнце не бывает в зените, но в течение 24 часов обязательно происходит смена дня и ночи, причем продолжительность их зависит от времени года и от широты. На полярных кругах Солнце не поднимается над горизонтом выше чем на 47°, но может летом целые сутки не скрываться за горизонтом. Зимой целые сутки Солнце вообще не показывается. К северу от северного полярного круга и к югу от южного полярного круга находятся холодные астрономические пояса . Они отличаются тем, что при низком положении над горизонтом (меньше 47°) Солнце до полугода (на полюсах) не скрывается и такой же период времени не появляется (табл. 2, 3).

Чем выше стоит Солнце над горизонтом, тем больше солнечного тепла получает поверхность, на которую падают его лучи. Поэтому пояса между тропиками жаркие, пояса между полярными кругами и полюсами холодные. Промежуточные (расположенные между тропиками и полярными кругами) пояса по количеству получаемого от Солнца тепла - умеренные. Принимать за границы тепловых поясов линии тропиков и полярных кругов можно только условно, так как в действительности температура определяется рядом условий, зависящих в первую очередь от характера поверхности. Ho эти линии, безусловно, являются границами поясов с различной продолжительностью освещенности их солнечными лучами.
Расположение линии тропиков и полярных кругов зависит от угла наклона оси вращения планеты к ее орбите. Если бы ось Земли не имела наклона к орбите, этих линий вообще не было бы, не выделялись бы и пояса освещенности (астрономические тепловые пояса). Такое положение существует, например, на Меркурии. На планете, ось вращения которой наклонена к орбите на 45°, на широтах 45° с. и ю. в день летнего солнцестояния в соответствующем полушарии солнечные лучи падают отвесно (так, как на земных тропиках), а в день зимнего солнцестояния Солнце не появляется из-за горизонта (так, как на земных полярных кругах). Умеренного астрономического пояса на такой планете вообще не будет.
Изменение наклона оси вращения планеты к орбите вызывает расширение или сужение астрономических тепловых поясов (поясов освещенности).
Результатом вращения Земли вокруг оси и вызванной этим смены дня и ночи является суточный ритм процессов в географической оболочке Земли. В течение суток закономерно изменяется количество солнечной энергии, получаемой поверхностью, изменяются температура, влажность, атмосферное давление, движение воздуха. На эти изменения чутко реагируют организмы, влияющие в свою очередь на окружающую их среду. Суточный ритм процессов проявляется на фоне годового их ритма, обусловливаемого движением Земли вокруг оси, сменой времен года и выражающегося в закономерной смене явлений в природе.

От экватора к полюсам уменьшается, что является результатом шарообразности планеты. Высота полуденного Солнца вблизи экватора и на экваторе будет самая большая, а на Полюсах планеты – самая маленькая. Это приводит к тому, что каждая единица площади солнечного тепла и света получает все меньше.

Замечание 1

В результате такого неравномерного распределения солнечного тепла и света поверхность Земли разделили на пять поясов освещенности, границами которых являются тропики и полярные круги:

  1. Жаркий пояс освещенности;
  2. Два умеренных пояса освещенности;
  3. Два холодных пояса освещенности.

Причиной образования этих поясов является наклон оси вращения планеты к плоскости орбиты, а также движение Земли вокруг Солнца.

Определение 1

Пояс освещенности – это часть поверхности Земли, ограниченная тропиками и полярными кругами со своими условиями освещенности. Освещенность – это поток солнечного света, падающий на единицу поверхности.

Пояса отличаются друг от друга высотой полуденного Солнца над горизонтом, продолжительностью дня и тепловыми условиями. По одному разу в год ($22$ июня и $22$ декабря) на Северном и Южном тропике солнечные лучи падают отвесно. Полярный день и полярная ночь тоже бывают по одному разу в год ($22$ декабря и $22$ июня), что характерно для Северного и Южного полярного круга. Пояса освещенности характеризуются разной температурой воздуха и разными природными условиями.

Жаркий пояс освещенности

Этот пояс занимает $2/5$ или около $40\%$ поверхности Земли и расположен между Северным и Южным тропиками. Солнце в этом поясе всегда высоко стоит над горизонтом, поэтому поверхность очень хорошо прогревается. Разницы между летними и зимними температурами нет, термические сезоны отсутствуют. Среднегодовая температура воздуха составляет $+25$ градусов. Продолжительность светового дня и продолжительность ночи примерно совпадают и составляют по $12$ часов. Сумерки отсутствуют. Солнце дважды в год бывает в зените – на Северном и Южном тропике. Границы жаркого пояса совпадают с границами распространения пальм на суше и кораллов в океане. Территория этого пояса получила название «жаркого», потому что получает самое большое количество тепла в течение всего года.

Умеренные пояса освещенности

На Земле этих поясов освещенности два – один в Северном полушарии, второй – в Южном полушарии. Оба они примыкают к жаркому поясу и расположены между полярными кругами и тропиками. В отличие от жаркого пояса освещенности солнечные лучи здесь падают на поверхность Земли уже под некоторым наклоном. К северу этот наклон будет увеличиваться, а это значит, что поверхность Земли нагревается меньше, и температуры будут ниже. В умеренных поясах освещенности Солнце никогда не бывает в зените. Времена года здесь четко выражены. С приближением к Полярному кругу зима становится длинной и холодной, с приближением к тропику теплее и продолжительнее становится лето. Со стороны полюсов умеренные пояса освещенности ограничивает изотерма $+10$ градусов. Это граница распространения лесов. На умеренные пояса освещенности приходится более половины поверхности земного шара. В летний период вблизи полярных кругов наблюдается такое явление, как белые ночи, которые можно наблюдать в северных городах, расположенных на широте Санкт-Петербурга. Летом продолжительность дня, зависящая от географической широты, намного больше по сравнению с продолжительностью ночи. В зимний период продолжительность ночи увеличивается.

Холодные пояса освещенности

Один холодный пояс освещенности расположен в Северном полушарии, второй – в Южном полушарии. Занимают они всего $8\%$ территории и находятся внутри полярных кругов. Условия распределения солнечного тепла и света в этих поясах освещения наиболее интересны. Солнце в зимний период вообще не показывается из-за горизонта, наступает полярная ночь. В летний период Солнце не успевает спрятаться за горизонт, поэтому наблюдается полярный день. К полюсам продолжительность полярных дней и ночей увеличивается и достигает шести месяцев. Зимы холодные и суровые, а лето прохладное и короткое. Даже летом угол падения солнечных лучей очень маленький, поэтому поверхность нагревается слабо. Во время полярной ночи приток тепла совсем отсутствует и происходит сильное выхолаживание. Северный и Южный полюсы являются царствами вечного льда.

Определение 2

Полярный день – это период, в течение которого Солнце в высоких широтах не опускается за горизонт круглые сутки.

Ближе к полюсу продолжительность полярного дня увеличивается и достигает $189$ суток на Северном полюсе, на Южном полюсе из-за неодинаковой скорости движения Земли продолжительность несколько меньше. На параллели $68$ градусов – это полярный круг – день длится около $40$ суток.

Определение 3

Полярная ночь – это период, в течение которого Солнце в высоких широтах не поднимается над горизонтом.

Это явление противоположно полярному дню и тоже наблюдается и в Северном и в Южном полушарии. Полярная ночь фактически всегда короче полярного дня. Деление планеты на такие крупные пояса освещенности не удовлетворяет практических потребностей. Определить высоту Солнца и продолжительность светового дня достаточно просто. Рассмотрим это на примере.

В Санкт-Петербурге, например, широта которого $60$ градусов в полдень $21$ марта и $23$ сентября, Солнце будет находиться на высоте $90-60=30$ градусов. Когда Солнце находится на тропике, его высота в полдень будет увеличиваться на $23$ градуса $27$ минут. Тогда продолжительность дня в Санкт-Петербурге $21$ июня будет составлять $90-60+23,27=53$ градуса $27$ минут, что составляет $18,5$ часов. В зимний период Солнце перемещается в Южное полушарие, высота его, естественно, уменьшается и достигает минимальной своей отметки в дни солнцестояний. В этом случае она уменьшается на $23,27$ градуса. Для Санкт-Петербурга $22$ декабря Солнце будет находиться на высоте $90-60-23,27=6,33$ градуса. Продолжительность светового дня при такой высоте Солнца составит всего $5,5$ часов.

Из всех поясов освещенности, существующих на Земле, наиболее комфортные условия для человека отмечаются в умеренных поясах ближе к жарким. Малопригодными для жизни являются холодные пояса. В жарких поясах отмечается избыток энергии.

Освещенность поверхности Земли и здоровье

В жизни людей дневной свет играет очень большую роль. Он не только обеспечивает зрительное восприятие, но и влияет на основные процессы жизнедеятельности, регулируя обмен веществ и устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Ритм жизни природа установила чередованием дня и ночи. Естественный свет, как показали многочисленные эксперименты – это элемент времени внутренних часов человека. Атмосфера, создаваемая освещением, оказывает влияние на настроение людей, на их работоспособность.

Времена года . Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за 365 суток и 6 часов. Для удобства принято считать, что в году 365 дней. А через каждые четыре года, когда «накопятся» лишние 24 часа, наступает високосный год, в котором не 365, а 366 дней (29 - в феврале).

В сентябре, когда после летних каникул вы снова приходите в школу, наступает осень. Дни становятся короче, а ночи - длиннее и прохладнее. Через месяц-другой с деревьев опадут листья, улетят перелётные птицы, в воздухе закружатся первые снежинки. В декабре, когда снег укроет белой пеленой землю, придёт зима. Наступят самые короткие дни в году. Восход Солнца в это время поздний, а заход ранний.

В марте, когда приходит весна, дни удлиняются, солнце светит всё ярче, воздух становится теплее, кругом начинают журчать ручьи. Природа вновь оживает, и вскоре начинается долгожданное лето.

Так было и будет всегда из года в год. А задавались ли вы когда-нибудь вопросом: почему происходит смена времён года?

Географические следствия движения Земли . Вы уже знаете, что у Земли два основных движения: она вращается вокруг своей оси и обращается по орбите вокруг Солнца. При этом земная ось наклонена к плоскости орбиты на 66,5°. Движение Земли вокруг Солнца и наклон земной оси определяют на нашей планете смену времён года и продолжительность дня и ночи.

Два раза в году - весной и осенью - наступают дни, когда на всей Земле долгота дня равна долготе ночи - 12 часов. День весеннего равноденствия наступает 21-22 марта, день осеннего равноденствия - 22-23 сентября. На экваторе день всегда равен ночи.

Самый длинный день и самая короткая ночь на Земле наступают в Северном полушарии - 22 июня, а в Южном - 22 декабря. Это дни летнего солнцестояния.

После 22 июня, вследствие перемещения Земли по орбите, в Северном полушарии высота Солнца над горизонтом постепенно уменьшается, дни становятся короче, а ночи - длиннее. А в Южном полушарии Солнце поднимается над горизонтом выше и световой день увеличивается. Южное полушарие получает всё больше солнечного тепла, а Северное - всё меньше.

Самый короткий день в Северном полушарии наступает 22 декабря, а в Южном - 22 июня. Это день зимнего солнцестояния.

На экваторе угол падения солнечных лучей на земную поверхность и продолжительность дня изменяются мало, поэтому смену времён года там заметить практически невозможно.

О некоторых особенностях движения нашей планеты . На Земле есть две параллели, на которых Солнце в полдень в дни летнего и зимнего солнцестояния находится в зените, то есть стоит прямо над головой наблюдателя. Такие параллели именуются тропиками. На Северном тропике (23,5° с. ш.) Солнце в зените бывает 22 июня, на Южном тропике (23,5° ю. ш.) - 22 декабря.

Параллели, расположенные на 66,5° северной и южной широты, называются полярными кругами. Они считаются границами территорий, где наблюдаются полярные дни и полярные ночи. Полярный день - это период, когда Солнце не опускается за горизонт. Чем ближе от полярного круга к полюсу, тем длиннее полярный день. На широте полярного круга он длится всего одни сутки, а на полюсе - 189 суток. В Северном полушарии на широте Северного полярного круга полярный день начинается 22 июня - в день летнего солнцестояния, а в Южном - 22 декабря. Продолжительность полярной ночи бывает от одних суток (на широте полярных кругов) до 176 (на полюсах). Всё это время Солнце не появляется над горизонтом. В Северном полушарии это явление природы начинается 22 декабря, а в Южном - 22 июня.

1. Годовое движение Земли вокруг Солнца. 2. В таком положении находится наша планета в дни летнего и зимнего солнцестояния. 3. Пояса освещённости Земли.

Нельзя не отметить и тот чудесный период в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки, - белые ночи. Наблюдаются они в обоих полушариях на широтах, превышающих 60°, когда Солнце в полночь опускается за горизонт не более чем на 7°. В Санкт-Петербурге (около 60° с. ш.) белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля, а в Архангельске (64° с. ш.) - с 13 мая по 30 июля.

Пояса освещённости . Следствием годового движения Земли и её суточного вращения является неравномерное распределение солнечного света и тепла по земной поверхности. Поэтому на Земле существуют пояса освещённости.

    Между Северным и Южным тропиками по обе стороны от экватора пролегает тропический пояс освещённости. Он занимает 40 % земной поверхности, на которые приходится наибольшее количество солнечного света. Между тропиками и полярными кругами в Южном и Северном полушариях находятся умеренные пояса освещённости, получающие меньшее количество солнечного света, чем тропический пояс. От полярного круга до полюса в каждом полушарии расположены полярные пояса. Этой части земной поверхности меньше всего достаётся солнечного света. В отличие от других поясов освещённости только здесь бывают полярные дни и ночи.

    Вопросы и задания

    1. Объясните, как происходит смена времён года на Земле. Чем характеризуются времена года в вашей местности?
    2. Определите по географической карте, в каких поясах освещённости расположена территория нашей страны.
    3. Выпишите из учебника все следствия вращения Земли вокруг своей оси.

С помощью данного видеоурока вы сможете самостоятельно изучить тему «Распределение солнечного света и тепла». Вначале обсудите, от чего зависит смена времен года, изучите схему годового вращения Земли вокруг Солнца, обратив особое внимание на наиболее примечательные по освещенности Солнцем четыре даты. Затем узнаете, от чего зависит распределение солнечного света и тепла на планете и почему это происходит неравномерно.

Рис. 2. Освещение Земли Солнцем ()

Зимой лучше освещается южное полушарие Земли, летом - северное.

Рис. 3. Схема годового вращения Земли вокруг Солнца

Солнцестояние (летнее солнцестояние и зимнее солнцестояние) - моменты, когда высота Солнца над горизонтом в полдень наибольшая (летнее солнцестояние, 22 июня) или наименьшая (зимнее солнцестояние, 22 декабря).В южном полушарии все наоборот. 22 июня в северном полушарии наблюдается наибольшая освещенность Солнцем, день длиннее ночи, за полярными кругами наблюдается полярный день. В южном полушарии, опять-таки, все наоборот (т.е. все это характерно для 22 декабря).

Полярные круги (Северный полярный круг и Южный полярный круг) - параллели соответственно с северной и южной широтой около 66,5 градусов. К северу от Северного полярного круга и к югу от Южного полярного круга наблюдаются полярный день (летом) и полярная ночь (зимой). Область от полярного круга до полюса в обоих полушариях называется Заполярье. Полярный день - период, когда Солнце в высоких широтах круглые сутки не опускается за горизонт.

Полярная ночь - период, когда Солнце в высоких широтах круглые сутки не поднимается над горизонтом, - явление, противоположное полярному дню, наблюдается одновременно с ним на соответствующих широтах другого полушария.

Рис. 4. Схема освещенности Земли Солнцем по зонам ()

Равноденствие (весеннее равноденствие и осеннее равноденствие) - моменты, когда солнечные лучи касаются обоих полюсов, и отвесно падают на экватор. Весеннее равноденствие бывает 21 марта, осеннее равноденствие - 23 сентября. В эти дни оба полушария освещены одинаково, день равен ночи,

Главная причина изменения температуры воздуха - изменение угла падения солнечных лучей: чем более отвесно они падают на земную поверхность, тем лучше прогревают ее.

Рис. 5. Углы падения солнечных лучей (при положении Солнца 2 лучи лучше прогревают земную поверхность, нежели при положении 1) ()

22 июня солнечные лучи наиболее отвесно падают на северное полушарие Земли, тем самым в наибольшей степени прогревая его.

Тропики - Северный тропик и Южный тропик - параллели соответственно с северной и южной широтой около 23,5 градусов.В один из дней солнцестояния Солнце в полдень над ними стоит в зените.

Тропики и полярные круги разделяют Землю на пояса освещенности. Пояса освещенности - части поверхности Земли, ограниченные тропиками и полярными кругами и отличающиеся условиями освещенности.Самый теплый пояс освещенности - тропический, самый холодный - полярный.

Рис. 6. Пояса освещенности Земли ()

Солнце - главное светило, от положения которого зависит погода на нашей планете. Луна и другие космические тела оказывают косвенное влияние.

Салехард расположен на линии северного полярного круга. В этом городе установлен обелиск полярному кругу.

Рис. 7. Обелиск полярному кругу ()

Города, где можно наблюдать полярную ночь: Мурманск, Норильск, Мончегорск, Воркута, Североморск и др.

Домашнее задание

Параграф 44.

1. Назовите дни солнцестояния и дни равноденствия.

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа; ДИК, 2011. - 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты: М.: ДИК, Дрофа, 2012. - 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: Начальный курс: Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 144 с.

2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.

1.Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское географическое общество ().

3.Geografia.ru ().

Класс: 5

Предмет: география (УМК - Летягин А. А.)

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

Задачи урока:

2. Рассмотреть особенности суточного вращения Земли, его географические следствия

Ход урока:

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Вчера меня все звали завтра,
А завтра назовут вчера.
Вот и вся моя загадка,

Приближаться стала –

С неба солнце украла. (Ночь)

Друг за дружкой чередой,
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот, -

Учитель включает презентацию, в которой присутствуют картинки, анимации вращения Земли вокруг своей оси и вопросы к ним.

Что такое тропики?

Показать тропики на глобусе.

Что такое экватор?

Показать экватор на глобусе.

Объяснение учителя:

Чем выше Солнце над горизонтом, тем больше солнечного тепла и света получает поверхность Земли. Наша планета находится в постоянном потоке практически параллельных солнечных лучей. Угол их падения на поверхность Земли в один и тот же момент времени различен и зависит от положения конкретного места по отношению

к географическим полюсам (смотрим рис. 10 стр. 25)

В каком поясе освещенности находиться наша местность?

(Рассказ ученика)

Физкультминутка

Я уточню, полный оборот Земля совершает за 23 часа 56 минут и 4 секунды, это звёздные сутки. А форму Земли современные ученые называют геоид.

Проверка.

силы Кориолиса. Г. Кориолисом (1792-1843)

Первичное закрепление : тест (2-3 минуты) и самопроверка по слайду.

Рефлексия

Какую цель ставили на урок?

Домашнее задание

Любознательным: написать мини-сочинение «Если бы Земля не вращалась…»

    Загадки про время и времена года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://riddle.su/zagadki_pro_vremena_goda.html, свободный. Загл. с экрана.

    Смена дня и ночи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=rEkj0q2IVfg, свободный. Загл. с экрана.


«Рабочий лист»

Ф. И. ________________________________________________Дата:_______________

Тема урока: _____________________________________________________________

Цель :___________________________________________________________________

Изучение нового материала

(стр. 25, рис. 11) 1._______________________________________________________________________ 2._______________________________________________________________________3._______________________________________________________________________

(работа в группах стр. 24-25)

Характеристика

Экваториальный, Умеренный, Полярный

(нужное подчеркнуть)

1.Где располагается

2. Состояние солнца

3. Температурный режим

Вопросы к видеофрагменту:

1. В каком направление происходит вращение Земли?______________________________________

2. В какой стороне происходит восход и заход солнца?______________________________________

3. Какие две точки при вращении земли остаются неподвижными?____________________________

4. Какую воображаемую линию образуют эти точки?_______________________________________

5. Как происходит смена дня и ночи?_____________________________________________________

6. Чему равен один оборот Земли вокруг своей оси? ________________________________________

7. Что называется долготой дня?___________________________________________________

______________________________________________________________________________

(работа в парах стр. 26):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закрепление:

А) В полярном;

Б) В умеренном;

В) В тропическом.

3. Основным географическим следствием осевого вращения земли является:

А) Смена времён года;

Б) Смена дня и ночи;

В) Смена природных зон.

А) Смена времён года;

Б) Смена дня и ночи;

Г) Возникает сила Кориолиса.

5. Выбери верные утверждения:

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Суточное вращение Земли»

Технологическая карта урока

Класс: 5

Предмет: география

Тема: Суточное вращение Земли

Тип урока: комбинированный

Цель урока: организовать деятельность учащихся для восприятия и знакомства с особенностями суточного вращения земли, с поясами освещенности.

Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с поясами освещенности их характеристиками;

2. Рассмотреть особенности суточного вращения Земли, его географические следствия.

Планируемые результаты обучения

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Формирование представлений о движениях Земли и их следствиях;

2.Овладение основными навыками нахождения и использования географической информации;

3.Формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать тему, цели; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; определять основную и второстепенную информацию;

Регулятивные УУД:

становить учебные задачи на основе того, что уже известно учащимся, выделять, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения;

Коммуникативные УУД : и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

1.Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы со схемами;

2. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

3. Освоение социальных норм и правил поведения в группах.

План урока

этапы урока / задача этапа

деятельность учителя

деятельность обучающихся

формируемые УУД

Организационный

момент (мотивация к учебной деятельности)

Задача этапа: заинтересовать и настроить учащихся на урок

Приветствует учеников и гостей в классе.

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Приветствуют гостей.

Слушают учителя.

Доброжелательное отношение друг к другу.

Актуализация знаний.

Задача этапа: заинтересовать в теме урока, определить цели и дальнейшие задачи урока

Предлагает отгадать загадки и высказать мнение, о чём будет тема урока:

Вчера меня все звали завтра,
А завтра назовут вчера.
Вот и вся моя загадка,
Меня назвать пришла пора (День)

Приближаться стала –

С неба солнце украла. (Ночь)

Друг за дружкой чередой,
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот, -
Спать немедленно зовёт. (День и ночь)

Учитель включает презентацию с в которой присутствуют картинки, анимации вращения Земли вокруг своей оси и вопросы к ним.

Так о чём мы будем говорить сегодня?

Почему происходит смена дня и ночи?

Ребята, определите тему и цели урока.

А что мы будем делать на уроке, что бы достичь поставленных целей.

Отгадывают загадки.

Смотрят презентацию.

Определяют тему и цели урока.

Записывают тему и цели урока. (каждый для себя ставит цель)

Отвечают на вопросы учителя (работа с учебником, дополнительной литературой, просмотр презентации)

Взаимодействуют с учителем.

Контролируют правильность ответов сверстников.

Слушать собеседника.

Выдвигают предположения о теме урока.

Строить понятные для собеседника высказывания.

Самостоятельно выделять и формулировать цели урока.

Основной этап

Задача этапа: познакомить с поясами освещенности, их характеристиками, рассмотреть особенности вращение Земли вокруг своей оси.

Вспомним, что нам уже известно:

Что такое тропики?

Показать тропики на глобусе.

Что такое географические полюса?

Показать полюса на глобусе, сколько их.

Что такое экватор?

Показать экватор на глобусе.

Какие дни очень важны для нашей планеты?

Почему происходит смена времён года?

Объяснение учителя:

Мы знаем, что земля совершает одновременно годовое движение по орбите вокруг Солнца и суточное движение вокруг своей оси. Под каким углом наклонена Земная ось к плоскости орбиты?

Положение Земли на околосолнечной орбите и постоянство наклона земной оси приводят к тому, что высота Солнца над горизонтом меняется.

Чем выше Солнце над горизонтом, тем больше солнечного тепла и света получает поверхность Земли. Наша планета находится в постоянном потоке практически параллельных солнечных лучей. Угол их падения на поверхность Земли в один и тот же момент времени различен и зависит от положения конкретного места по отношению к географическим полюсам (смотрим рис. 10 стр. 25)

В зависимости от освещенности выделяют пояса освещенности, ограниченные тропиками и полярными кругами.

По рисунку 11 на стр. 25 выписать название поясов освещенности.

Сколько поясов освещённости выделяют ученые? Перечислите их…

Сейчас поработаем в группах. Каждая группа даст характеристику одному поясу по плану. Время 3 минуты. Вспомним правила работы в группах…

Работу проверяет с помощью слайда на экране.

В каком поясе освещенности находиться Белгородская область?

А в каком поясе освещенности находится столица нашей страны?

Ребята, а что такое полярный день и ночь? В каком поясе освещенности бывает эти явления? Что вы о них знаете? В тексте учебника, что о них написано? В учебники информации очень мало, практически нет. Ваш одноклассник подготовил сообщение о полярном дне и ночи.

Физкультминутка

Учитель предлагает просмотреть видео сюжет и ответить на ряд вопросов:

1. В каком направление происходит вращение Земли?

2. В какой стороне происходит восход и заход солнца?

3. Какие две точки при вращении земли остаются неподвижными?

4. Какую воображаемую линию образуют эти точки?

5. Как происходит смена дня и ночи?

6. Чему равен один оборот Земли вокруг своей оси?

7. Что называется долготой дня?

Я уточню, полный оборот Земля совершает за 23 часа 56 минут и 4 секунды, это звёздные сутки.

Осевое вращение Земли имеет несколько географических следствий. А каких вы узнаете, поработав с текстом учебника на стр. 26 и это задание для работы в парах.

Проверка.

Еще одним из важнейших следствий осевого вращения является образование поворотной силы - силы Кориолиса. В XIX в. она была впервые рассчитана французским ученым в области механики Г. Кориолисом (1792-1843) . Это одна из сил инерции, вводимых для учета влияния вращения подвижной системы отсчета на относительное движение материальной точки. Ее эффект кратко можно выразить так: всякое движущееся тело в Северном полушарии отклоняется вправо, а в Южном - влево. На экваторе сила Кориолиса равна нулю.

Отвечают на вопросы.

Показывают на глобусе тропики, экватор, географические полюса.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы

Работают индивидуально с текстом учебника, выписывают названия поясов освещенности.

Повторяют правила работы в группах. Получают задания.

Работают в группах.

Читают текст, выбирают нужную информацию и заполняют таблицу (Приложение 1)

По желанию зачитывают выполненное задание. Слушают сверстников, контролируют ответы.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя

Слушают сообщение.

Выполняют зарядку для глаз.

Учащиеся внимательно просматривают материал, после чего дают ответы на вопросы.

1. Вращение Земли происходит с запада на восток.

2. Восход солнца на востоке; заход – на западе.

3. Неподвижными точками являются Северный и Южный полюса.

4. Воображаемая линия называется Земная ось.

5. При вращении Земли вокруг своей оси солнечные лучи освещают ту часть, которая к нему повёрнута.

6. Один оборот вокруг оси равен 24 часам, т.е. суткам.

7. Промежуток между восходом и заходом Солнца называют долготой дня.

Работают в парах со стр. 26.

Зачитывают по желанию выполненное задание.

Слушают учителя, делают записи в тетрадь.

Слушать собеседника.

Контролируют правильность ответов сверстников и правильность показа на глобусе.

Слушать собеседника

Планирование учебного сотрудничества с учителем

Искать нужную информацию по рисунка из учебника.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Искать и выделять нужную информацию, определять основную и второстепенную информацию;

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Планирование учебного сотрудничества с учителем

Слушать собеседника

Выделять нужную информацию из видеосюжета, определять основную и второстепенную информацию

Планирование учебного сотрудничества со сверстником; владение монологической и диалогической формами речи.

Искать и выделять нужную информацию, определять основную и второстепенную информацию; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Планирование учебного сотрудничества с учителем

Подведение итогов урока

Задача этапа: первичное закрепление пройденного материала

Первичное закрепление (Приложение 3)

Выполняют задания теста.

Самопроверка используя критерии к тесту (Приложение 3)

Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь правильно себя оценивать.

Рефлексия содержания учебного материала

Задача этапа: выявление уровня осознания содержания пройденного

1. Что из сегодняшнего материала вам было уже знакомо?

2. Что нового вы сегодня узнали?

3. Как считаете, продуктивно вы сегодня поработали?

4. Как вращение Земли влияет на человека?

Какую цель ставили на урок?

Вы достигли поставленной цели или нет (отвечает 5-7 человек)

Отвечают на вопросы.

Анализируют свою деятельность на уроке.

Зачитывают цель урока и определяют, достигнута она или нет.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.

Анализировать свою деятельность на уроке.

Домашнее задание

Задача этапа: настроить учащихся на дальнейшее изучение темы

Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы

Принимать и сохранять учебную задачу

Приложение 1

Пояса освещенности и их характеристика (работа в группах)

Характеристика

Жаркий

1. Где располагается

2. Состояние солнца

3. Температурный режим

Характеристика

Умеренный

1. Где располагается

2. Состояние солнца

3. Температурный режим

Характеристика

Полярный

1. Где располагается

2. Состояние солнца

3. Температурный режим

Приложение 2

Сообщение ученика

Полярные круги замечательны тем, что являются границами областей, где бывают полярные дни и ночи.

Полярный день - период, когда Солнце не опускается за горизонт. Чем дальше от Полярного круга к полюсу, тем длиннее полярный день. На широте Полярного круга (66,5°) он длится всего одни сутки, а на полюсе - 189 суток. В Северном полушарии на широте северного Полярного круга полярный день наблюдается 22 июня - в день летнего солнцестояния, а в Южном полушарии на широте южного Полярного круга - 22 декабря.

Полярная ночь длится от одних суток на широте Полярных кругов до 176 суток на полюсах. Во время полярной ночи Солнце не появляется над горизонтом. В Северном полушарии на широте северного Полярного круга это явление наблюдается 22 декабря.

Нельзя не отметить такое чудесное явление природы, как белые ночи.Белые ночи - это светлые ночи в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки. Наблюдаются они в обоих полушариях на широтах, превышающих 60°, когда центр Солнца в полночь опускается за горизонт не более чем на 7°. В Санкт-Петербурге (около 60° с.ш.) белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля, в Архангельске (64° с.ш.) - с 13 мая по 30 июля.

Приложение 3

1. В каком поясе освещённости земная поверхность получает от полуденного солнца прямые лучи и зимой и летом

А) В полярном;

Б) В умеренном;

В) В тропическом.

2.Смена времён года происходит потому, что

А) Земля вращается вокруг своей оси;

Б) Земля имеет шарообразную форму;

В) Земля вращается вокруг Солнца.

3. Основным географическим следствием осевого вращения Земли является:

А) Смена времён года;

Б) Смена дня и ночи;

В) Смена природных зон.

4. Географические следствия орбитального движения Земли:

А) Смена времён года;

Б) Смена дня и ночи;

В) Выделение поясов освещенности;

Г) Возникает сила Кориолиса.

5. Выбери верные утверждения:

А) Осенью улетают птицы на юг, и тает снег;

Б) Зимой в полярном поясе наблюдается полярный день;

В) В Антарктиде в июне начинается зима;

Г) В полярном поясе солнце бывает низко над горизонтом;

Д) В экваториальном поясе зимой прохладнее, чем летом.

Критерии оценивания:

  • 5. В), Г), Д)

«5» все ответы верные

«4» одна-две ошибка

«3» более трёх ошибок

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку географии Суточное вращение Земли»

МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А. М. Рудого»

Суточное вращение Земли

МБОУ «БСОШ №1

имени А. М. Рудого»

п. Борисовка, 2015



Суточное вращение Земли




Характеристика поясов освещенности (работа в группах)

Характеристика (план)

1.Где располагается

2. Состояние Солнца

3.Температурный режим


Характеристика поясов освещенности (работа в группах)

Характеристика (план)

Экваториальный

1.Где располагается

Между Северным и Южным тропиками

2. Состояние Солнца

Солнце бывает в зените дважды в год. Различия в продолжительности дня и ночи невелики

3.Температурный режим

Всегда жарко.


Характеристика поясов освещенности (работа в группах )

Характеристика (план)

Умеренный

1.Где располагается

Между тропиками и полярными кругами

2. Состояние Солнца

Солнце никогда не бывает в зените

3.Температурный режим

Выделяют четыре времени года. Температура сильно отличается по временам года


Характеристика поясов освещенности (работа в группах)

Характеристика (план)

Полярный

1.Где располагается

Между полюсами и полярными кругами

2. Состояние Солнца

Выделяются полярный день и полярная ночь

3.Температурный режим

Круглый год холодно



Вопросы для видеосюжета:

  • 1. В каком направление происходит вращение Земли?
  • 2. В какой стороне происходит восход и заход солнца?
  • 3. Какие две точки при вращении земли остаются неподвижными?
  • 4. Какую воображаемую линию образуют эти точки?
  • 5. Как происходит смена дня и ночи?
  • 6. Чему равен один оборот Земли вокруг своей оси?
  • 7. Что называется долготой дня?

Географические следствия осевого вращения Земли (работа в парах стр. 26)


Географические следствия осевого вращения Земли (работа в парах стр. 26)

  • Смена дня и ночи;
  • В течении суток нагрев и охлаждение Земли;
  • Суточная ритмичность природных процессов;
  • Определённая форма Земли (сплюснутая с полюсов);
  • Возникает сила Кориолиса





Критерии оценивания теста:

  • 1. В)
  • 2. В)
  • 3. Б)
  • 4. А), В)
  • 5. В), Г), Д)

«5» все ответы верные

«4» одна-две ошибка

«3» более трёх ошибок


Домашнее задание

Любознательным: написать мини-сочинение

«Если бы Земля не вращалась…»


  • Летягин, А. А. География. Начальный курс: 5 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под общей ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 160с.: ил.
  • Загадки про время и времена года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://riddle.su/zagadki_pro_vremena_goda.html , свободный. Загл. с экрана.
  • Смена дня и ночи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=rEkj0q2IVfg , свободный. Загл. с экрана.

1 Лекция 4. Осевое (суточное) вращение Земли Суточное вращение Земли вокруг полярной оси. Доказательства вращения Земли. Географические следствия вращения Земли.

Слайд 2

2 Земля вокруг своей оси вращается с запада на восток (если смотреть со стороны Северного полюса) против часовой стрелки. Полный оборот относительно звезд окружающих солнечную систему Земля совершает за 23 часа 56 минут 4,0905 секунд. Для удобства принято считать время полного оборота 24 часа. Угловая скорость вращения всех точек Земли при этом одинакова: 360°/24 = 15°.

Слайд 3

3 Линейная скорость вращения точек зависит от того расстояния, которое они должны пройти за период суточного вращения Земли. Неподвижным остаются на поверхности только точки выхода воображаемой оси – точки географических полюсов. Наибольшую скорость вращения имеют точки на линии экватора – 464 м/с. Следовательно, скорость вращения будет уменьшаться от экватора к полюсам. Линейная скорость для любой широты округляется формулой: V 1 = V cos φ, где V – скорость на экваторе, φ – широта местности: V 1 = 464*cos 52° = 464*0,6032 = 279,88 м/с Мы не замечаем вращение Земли потому, что все предметы и атмосфера равномерно вращаются вместе с поверхностью Земли. Наоборот, нам кажется, что небесные светила движутся с востока на запад, т.е. навстречу действительному движению Земли.

Слайд 4: Маятник Фуко

4 Маятник Фуко Из физики известно, что плоскость качания маятника не изменяется, если на маятник не действуют какие-либо другие силы, кроме силы тяжести. В 1851 г. французский физик Л. Фуко на основе этого закона сделал опыт, доказывающий вращение Земли вокруг оси. В наиболее высоком здании Парижа – Пантеоне – на тонкой стальной проволоке был подвешен тяжелый металлический шар с острием. Под этим огромным маятником был сделан помост, на котором насыпан песок. Когда маятник начали медленно раскачивать, то заметили, что острие оставляет след на песке, причем в результате каждого нового качания маятника линия, проходящая через центр качания, отклоняется своими концами вправо, если смотреть сверху от предыдущей. В действительности отклоняется не маятник – он сохраняет свою плоскость качания, а изменяется положение в пространстве всей земли вместе с помещением, в котором качается маятник.

Слайд 5

5 Величина отклонения маятника зависит от широты места наблюдения. На экваторе этот эффект совершенно не выражен, а по мере удаления от экватора он все возрастает и на полюсах заметен наилучшим образом. Здесь отклонение линий качания маятника в течение каждого часа равно 15°, а за сутки – 360°. Величину кажущегося поворота плоскости качания маятника за один час можно вычислить для любой широты по формуле: α = 15°* sin φ где а – искомая величина, φ – широта местности, а 15° – угловая величина поворота Земли за 1 час. Линия качания маятника отклоняется в северном полушарии вправо, а в южном – влево. Это значит, что вращение Земли вокруг оси происходит с запада на восток. Положения плоскости качания маятника при суточном вращении Земли

Слайд 6


Слайд 7: Отклонение падающих тел

7 Отклонение падающих тел Если бросить какое-либо тело с высокой башни, то оно падает не отвесно, а несколько отклоняется в восточном направлении. Это объясняется тем, что вершина башни находится от центра Земли дальше, чем ее основание, и, следовательно, описывает более длинную окружность при вращении Земли. Падающее тело наверху башни имело большую горизонтальную скорость, чем у ее основания, а поэтому достигло поверхности Земли в пункте, лежащем несколько восточнее отвесной линии (рис.). В шахте глубиной 158,5 м тело при падении отклоняется на 27,5 мм. Эффект отклонения падающего тела в противоположность предыдущему опыту лучше всего выражен на экваторе и совсем отсутствует на полюсах.

Слайд 8: Сплюснутость Земли

8 Сплюснутость Земли Сплюснутость Земли свидетельствует о вращении ее вокруг своей оси. Известно, что вращение порождает центробежную силу, которая в условиях Земли, имеющей шарообразную форму, неодинаково проявляется в разных местах. Линейная же скорость на разных широтах неодинакова. На экваторе каждая точка пробегает 464 м/сек, на широте Москвы – всего 260 м/сек, а на полюсе эта величина практически равна нулю. Центробежная сила пропорциональна квадрату скорости и больше всего на экваторе, отсутствуя на полюсах. Эта сила придала Земле форму эллипсоида вращения, поверхность которого ближе всего к центру Земли у полюсов и дальше всего у экватора, подобно поверхности колец, сжимающихся при вращении (рис.) Таким образом, центробежная сила и расстояние от центра Земли делают неодинаковой силу тяжести в разных местах. На экваторе всякое тело весит меньше, чем на полюсе, на 1/200 часть.

Слайд 9: ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СУТОЧНОГО ВРАЩЕНИЯ ЗЕМНОГО ШАРА

9 ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СУТОЧНОГО ВРАЩЕНИЯ ЗЕМНОГО ШАРА Вместе с шарообразной фигурой вращения Земли в поле солнечной радиации определяется зональность природы. 2. Осевое вращение обуславливает смену дня и ночи. В результате смены дня и ночи возникает суточный режим процессов в ГО. Если бы не было суточного вращения Земли, то одна сторона её непрерывно нагревалась бы, а другая охлаждалась бы, и это отразилось бы на всех природных процессах земной поверхности.

10

Слайд 10: 3. П ри вращении Земли вокруг своей оси неподвижными остаются две точки – полюса – это дает возможность построить на шаре координатную сетку, т.е. меридианы, параллели, экватор

10 3. П ри вращении Земли вокруг своей оси неподвижными остаются две точки – полюса – это дает возможность построить на шаре координатную сетку, т.е. меридианы, параллели, экватор. Меридиан (лат. – «полуденный») – это линия, соединяющая полюса. Для определения начального меридиана объективных критериев нет, поэтому его выбрали условно – меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию, он называется начальным или гринвичским. От него ведется счет долгот. Долготой называется расстояние в градусах от начального меридиана до меридиана, проходящего через объект. Для удобства счет долгот ведут в обе стороны от Гринвича, от 0° до 180° на восток – долготы восточные, на запад – западные.

11

Слайд 11

11 Экватором называется линия, образованная пересечением земной поверхности плоскостью, перпендикулярной оси вращения Земли и отстоящей на равных расстояниях от полюсов. Это линия самого большого круга на земной поверхности. Она делит Землю на два полушария: северное и южное. Если мысленно пересечь Землю плоскостями, параллельными плоскости экватора, то на поверхности появятся линии, имеющие направление запад-восток, которое называется – параллелями. Удаленность параллелей, и, следовательно, и всякой точки от экватора в градусах меридиана, называется широтой. Широта измеряется в пределах от 0° до 90° и бывает северной и южной. Длина параллелей уменьшается от экватора к полосам, соответственно уменьшается и линейная скорость вращения всех параллелей. Линейная скорость вращения всех точек на одной параллели одинакова.

12

Слайд 12: Географические координаты

12 Географические координаты Географическая широта  – это угол между нормалью к поверхности эллипсоида (или между отвесной линией – перпендикуляром к поверхности геоида) и плоскостью экватора. Величины широт, которые отсчитываются от экватора до северного полюса учитывают со знаком «плюс», «северная», а к югу – со знаком «минус», «южная». Широта экватора равна 0°, широта северного полюса равна + 90°, южного – – 90 . Географическая долгота  представляет собой двугранный угол между плоскостью географического меридиана точки и плоскостью начального географического меридиана. Долготу отсчитывают от Гринвичского меридиана к востоку от 0 до 360°, или к востоку от 0 до 180°, и к западу от 0 до 180° с указанием «восточная долгота», «западная долгота». Долгота и широта могут быть также определены соответственно длиной дуги меридиана и параллели на поверхности эллипсоида.

13

Слайд 13: 4. Вращение Земли вызывает действие отклоняющей силы вращения Земли

13 4. Вращение Земли вызывает действие отклоняющей силы вращения Земли Отклоняющая сила вращения Земли, или сила Кориолиса, проявляется в том, что все движущиеся на земной поверхности, или параллельно ей тела, отклоняются от своего направления в северном полушарии вправо, в южном – влево. Все тела при движении стремятся сохранить прямолинейное направление. Но их движение происходит во вращающейся сфере. Поэтому кажется, что они отклоняются от первоначального направления. На самом деле, отклоняются не тела, а перемещается сама поверхность, по которой или над которой движутся эти тела. Гюстав Гаспар Кориолис (Gaspard-Gustave de Coriolis) (21.05.1792 - 19.09.1843)

14

Слайд 14

14 Из точки А в сторону Северного полюса запущена ракета. В момент запуска ее направление совпадало с направлением меридиана. Через некоторое время точка А в результате вращения Земли перемещается в точку Б. Направление меридиана отклонилось влево. Движущееся тело по закону инерции стремится сохранить свое направление и скорость в мировом пространстве. Ракета и сохраняет первоначально заданное направление, а наблюдателю кажется, что ракета отклонилась вправо. Нетрудно заметить, что эта отклоняющая сила фиктивна, что отклоняется не движущееся тело, а меняет свое пространственное положение поверхность Земли. Отклонение будет наибольшим на полюсах, а на экваторе равно 0°, т.к. меридианы там параллельны друг другу и их направление в пространстве не изменяется. Отклонение в северном полушарии происходит вправо, в южном – влево. Сила Кориолиса влияет на все движущиеся предметы, независимо от направления движения. Величина отклоняющего действия вращения Земли на тело массой 1 кг, выражается формулой: F = 2ω*ν* sin φ где ω – угловая скорость Земли, ν – скорость движения тела, α – широта.

15

Слайд 15: 5. Обращение Земли вокруг оси дает основную единицу измерения времени – сутки

15 5. Обращение Земли вокруг оси дает основную единицу измерения времени – сутки Солнечные сутки – промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через меридиан точки наблюдения. Истинное солнечное время – промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями центра Солнца через меридиан точки наблюдения. Продолжительность истинных солнечных суток изменяется в течение года прежде всего вследствие неравномерного движения Земли по эллиптической орбите. Следовательно, они также неудобны для измерения времени. Среднее солнечное время – промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями центра среднего Солнца через меридиан точки наблюдения – фиктивной точки, равномерно движущейся по небесному экватору со средней скоростью движения истинного Солнца по эклиптике. Средние солнечные сутки равны 24 ч. В практических целях пользуются средними солнечными сутками. Они длиннее звездных, ибо Земля вращается вокруг оси в том же направлении, в котором движется по орбите вокруг Солнца с угловой скоростью около 1° в сутки. Из-за этого Солнце смещается на фоне звезд, и Земле нужно еще довернуться примерно на 1°, чтобы Солнце «пришло» на тот же самый меридиан. Таким образом, за солнечные сутки Земля совершает оборот примерно на 361°.

16

Слайд 16

16 Звездные сутки – промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями звезды через меридиан точки наблюдения (время полного оборота Земли вокруг оси). Время между двумя прохождениями звезды через меридиан данного места звездные сутки равны 23 часам 56 минутам 4 секундам. Это действительное время суточного обращения Земли. (т.к. Земля движется вокруг Солнца и вокруг оси в одном направлении, то солнечные сутки длиннее действительного времени полного оборота). Звездные сутки заключают в себе 86400 с = 24 часа. Звездные сутки. Начальное положение. Звездный день немного короче солнечного дня. Когда звездный день заканчивается, Земля должна еще немного повернутся, чтобы "догнать" Солнце.

17

Слайд 17

17 В повседневной жизни средним солнечным временем пользоваться тоже неудобно, поскольку на каждом меридиане оно свое – местное время. Наличие в различных пунктах, лежащих на разных меридианах, своего местного времени приводило ко многим неудобствам. Поэтому на Международном астрономическом конгрессе в 1884 г. был принят поясной счет времени. Для этого всю поверхность земного шара разделили на 24 часовых пояса по 15° каждый. За поясное время принято местное время среднего меридиана каждого пояса. Нулевой (он же 24-й) пояс тот, по середине которого проходит нулевой (гринвичский) меридиан. Его время принято в качестве всемирного времени. Счет поясов ведется с запада на восток. В двух соседних поясах поясное время отличается ровно на 1 ч. Границы часовых поясов на суше для удобства проведены не строго по меридианам, а по естественным рубежам (рекам, горам) или государственным и административным границам. Чтобы перевести местное время во всемирное и обратно, нужно знать угловое расстояние места от начального меридиана, т.е. долготу места. Всемирное время используется в астрономии, в практической жизни оно фактически не применяется. Для перевода местного времени в поясное и обратно, служит формула: Тп = Тм + n – λ, где Тп – поясное время, Тм – местное время, n – номер пояса, λ – долгота.

18

Слайд 18

19

Слайд 19

19 После Октябрьской революции, 8 февраля 1918 г., поясное деление было введено декретом Совета Народных Комиссаров. Декретом правительства от 16 июня 1930 г. стрелки всех часов на территории Советского Союза были передвинуты на час вперед. Образовалось декретное время, введение которого позволило сэкономить электроэнергию. Срок действия декретного времени был установлен «впредь до отмены» (просуществовало до 1981 г.). Постановлением Совета Министров 1 апреля 1981 года стрелки часов перевели еще на час вперед. Таким образом, летнее время оказалось уже на два часа впереди поясного. В течение десяти лет на зимний период стрелки часов отводились на час назад по сравнению с летним временем, а летом вновь возвращались на место. В марте 1991 года декретное время было отменено. Опережение на два часа вперед было упразднено. Мы перешли на систему отсчета летнее – зимнее время. Зимой использовалось поясное время, а летом часы переводились на 1 час вперед. В Беларуси постановлением Совета министров №1229 от 15 сентября 2011 г. утверждено исчисление времени в соответствии с международной системой часовых поясов по поясному времени плюс один час без перевода стрелок на сезонное время.

20

Слайд 20: 6. Линия перемены дат

20 6. Линия перемены дат Кругосветное путешествие Магеллана и потеря одного дня. Меридиан 180° принят за международную линию изменения дат. Это условная линия на поверхности земного шара, по обе стороны от которой часы и минуты совпадают, а календарные даты отличаются на одни сутки. Например, в Новый год в 0 ч 00 мин к западу от этой линии 1 января нового года, а к востоку – 31 декабря старого года. При пересечении границы дат с запада на восток в счете календарных дней возвращаются на одни сутки назад, а с востока на запад – одни сутки в счете дат пропускаются. Для удобства исчисления международным соглашением было принято считать началом новых суток 12-й часовой пояс, т.е. меридиан 180°. Это линия перемены дат.

22

Слайд 22: 8. Смена дня и ночи создает суточную ритмичность в живой и неживой природе

22 8. Смена дня и ночи создает суточную ритмичность в живой и неживой природе


23

Слайд 23: 9. Приливы и отливы

23 9. Приливы и отливы Следствием вращения Земли являются приливы и отливы. Луна, как самое близкое к Земле небесное тело, имеет большую силу притяжения. Эта сила вызывает деформацию поверхности Земли, особенно ее водной оболочки. В наиболее близком к Луне пункте, а также в противоположном пункте Земли всегда образуется приливной выступ. Прилив на стороне Земли, повернутой к Луне, объясняется тем, что здесь самая большая сила притяжения. Прилив же на противоположной стороне Земли объясняется тем, что центробежная сила, возникающая в результате вращения Земли и Луны вокруг их общего центра тяжести, находящегося внутри Земли, превышает силу притяжения Луны. Приливы наблюдаются на линии Земля – Луна, а отливы – на перпендикулярной линии.

24

Слайд 24

25

Последний слайд презентации: Лекция 4. Осевое (суточное) вращение Земли

25 Малая вода (Бретань, Франция)

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений