Эмоциональное выгорание педагогов презентация. Эмоциональное выгорание педагога

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Я люблю свою работу.
Я приду сюда в субботу,
И, конечно, в воскресенье.
Здесь я встречу день рожденья,
Новый год, 8 марта...
Ночевать здесь буду завтра,
Если я не заболею,
Не сорвусь, не озверею...
Здесь я встречу все рассветы,
Все закаты и приветы.
От работы дохнут кони!
Ну а я....бессмертный пони.

Синдром
эмоционального
выгорания (СЭВ) –
понятие, введённое в
психологию
американским
психиатром
Фрейденбергом в 1974
году. Он
проявляется
нарастающим
эмоциональным
истощением

В 1981 г. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс проф

Профессиональное выгорание возникает в в
результате
внутреннего
накапливания
отрицательных эмоций без соответствующей
«разрядки», или «освобождения» от них.

Повышенная ответственность педагога в выполнении
своих профессиональных функций;
Загруженность в течении рабочего дня;
Высокая эмоциональная включенность в деятельность
- эмоциональная перегрузка;
Неблагоприятные социальные условия и
психологическая обстановка на рабочем месте;
Необходимость творческого отношения к своей
профессиональной деятельности;
Необходимость владения современными методиками и
технологиями обучения
.

Причины возникновения СЭВ у педагогов

отсутствие четкой связи между процессом обучения и
получаемым результатом, несоответствие результатов
затраченным силам;
жесткие временные рамки деятельности (занятие,
семестр, год), ограниченность времени урока для
реализации поставленных целей;
неумение регулировать собственные эмоциональные
состояния;
«неотрегулированность» организационных моментов
педагогической деятельности: нагрузка, расписание,
кабинет, моральное и материальное стимулирование;
ответственность перед администрацией, коллегами,
обществом в целом за результат своего труда;
отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из
трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами,
администрацией.

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ

Начало своей деятельности после отпуска,
каникул, курсов (функция – адаптационная);
Ситуации эмоционально неадекватного
общения с субъектами образовательного
процесса, особенно с администрацией
(функция –защитная);
Проведение открытых уроков; мероприятий,
на которые было потрачено много сил и
энергии, а в результате не получено
соответствующего удовлетворения;
Окончание учебного года.

Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы):

Более 50% - у педагогов со стажем
работы от 5 до 7 или от 7 до 10 лет;
22% - со стажем от 15 до 20 лет;
11% - у педагогов с 10-летним стажем (у
педагогов со стажем работы более 10 лет
выработаны определенные способы
саморегуляции и психологической
защиты);
8% - со стажем от 1 года до 3 лет;

Признаки эмоционального выгорания

Истощение
Усталость
Бессоница
Негативные установки по отношению к
ученикам и родителям
Пренебрежение своими обязанностями
Роль психостимуляторов
Усиление агрессивности

Стадии профессионального выгорания

Первая стадия:
Приглушение эмоций, сглаживание
остроты чувств и свежести переживаний;
Исчезновение положительных эмоции,
появление отстраненности в отношениях с
членами семьи;
Возникновение состояния тревожности,
неудовлетворенности.
Стадия «приглушенности»

«Деперсонализация»

Вторая стадия:
Возникновение недоразумений с
коллегами;
Появление антипатии, а затем и вспышек
раздражения по отношению к коллегам.

«Мне на все наплевать»

Третья стадия:
Изменение представлений о ценностях
жизни, эмоционального отношения к
миру
Безразличие ко всему.

Три аспекта профессионального выгорания

Первый - снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют
беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в
агрессию и отчаяние.
Второй - одиночество.
Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии
установить нормальный контакт с другими людьми.
Третий - эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное
выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям -
гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению,
синдрому хронической усталости и т.д.

Симптомы появления СЭВ

Психофизические симптомы:
чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по
утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности в связи с
изменениями внешней среды (отсутствие реакции
любопытства на фактор новизны или реакции страха на
опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности и
энергии);
частые беспричинные головные боли; постоянные
расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница;
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание
спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или
эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной
чувствительности: ухудшение зрения, слуха,
обоняния и осязания.

Симптомы появления СЭВ

Социально-психологические симптомы:
безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный
эмоциональный тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие
события;
частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева
или отказы от общения, уход в себя);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во
внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда,
подозрительность, скованность);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной
тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха,
что «не получится» или «я не справлюсь»;
общая негативная установка на жизненные и
профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся,
все равно ничего не получится»).

Поведенческие симптомы:
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а
выполнять ее - все труднее и труднее;
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или
сокращает время работы);
постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не
делает;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма
по отношению к работе, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на
мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям,трата
большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не
осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных
за день сигарет, применение наркотических средств.

«Эмоциональное выгорание» Термин введен американским психиатром Х. Дж. Фрейзенбергером в 1974 году. Первоначально этот термин определялся, как состояние изнеможения, истощения, возникающего вследствие интенсивного и эмоционально нагруженного общения в процессе профессиональной работы с клиентами, пациентами, учениками. «Эмоциональное выгорание» - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.» В.Бойко


В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.


«Группа риска» В группе риска СЭВ, прежде всего, находятся те специалисты, которые по роду своей деятельности имеют широкий круг контактов с людьми (врачи, учителя, социальные работники). Дело в том, что нервная система человека имеет некоторый лимит общения, то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание.


Синдром включает в себя 3 компонента: Эмоциональное истощение - чувство опустошенности, усталости, вызванное собственной работой, перенапряжения, исчерпанности. Деперсонализация – чувства равнодушия и негативного отношения к людям, циничное отношение к труду и объектам труда. Редукция профессиональных достижений - недовольство собой, чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.


Три стадии синдрома эмоционального выгорания: 1 нервное (тревожное) напряжение его создают хроническая психоэмоциона льная атмосфера, дестабилизиру ющая обстановка, повышенная ответственност ь, трудность контингента 2 резистенция (сопротив- ление) человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; 3 Истощение оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.




Группа внешних факторов: Хроническая напряженность психоэмоциональной деятельности (активно ставить и решать проблемы, усиленно запоминать и быстро интерпретировать информацию); Дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, завышенные требования); Повышенная ответственность за исполняемые функции (самоотдача и самоконтроль столь высоки, что к следующему рабочему дню психические ресурсы не восстанавливаются) Неблагополучная психологическая атмосфера (конфликтность по вертикали «руководитель- подчинённый», и по горизонтали «коллега- коллега»); Психологически трудный контингент (дети с аномалиями в развитии, нервной системе и т.д).


Группа внутренних факторов Склонность к эмоциональной ригидности (кто неактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан); Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (повышенная ответственность за порученное дело, «отдаётся делу без остатка») Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Не привык и не умеет поощрять себя за проделанную работу. Нравственные дефекты и дезориентация личности. В ключ енность при работе такие моральны х аспект ов, как совесть, честность, уважение прав и достоинств других, добропорядочность.






К поведенческим и психологическим: Работа становится все тяжелее, а способности выполнять её – всё меньше; Рано приходит на работу и остается надолго; Поздно появляется на работе и рано уходит; Берёт работу на дом; Чувство неосознанного беспокойства, скуки; Чувство обиды, разочарования; Неуверенность; Чувство вины, невостребованности; Раздражительность, подозрительность; Неспособность принимать решение; Дистанционирование от коллег; Повышенное чувство ответственности за учеников; Общая негативная установка на жизненные перспективы; Легко возникающее чувство гнева.


Как восстановить эмоционально- психологический баланс? психотренинг, психотерапия, арт-терапия, визуализация, музыкотерапия, ароматерапия; соблюдение психогигиены (настрой на позитив, расчет и обдуманное распределение своих нагрузок; переключение с одного вида деятельности на другой; конструктивное разрешение конфликтов; создание на рабочем месте ощущения безопасности и уюта, визуального и акустического комфорта); профессиональное развитие и самосовершенствование уход от ненужной конкуренции; эмоциональное общение поддержание хорошей физической формы (правильное питание, активный образ жизни, занятия спортом); овладение умениями и навыками саморегуляции;




Экспресс-опросник выгорания Ответьте на вопросы «да» или «нет». За каждый положительный ответ начислите себе 1 балл. 1. Когда в воскресенье я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток дня уже испорчен. 2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию, я сделал бы это без промедления. 3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры. 4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия дети. 5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях. 6. Придя с работы я чувствую себя, как выжатый лимон. 7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной. 8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое. 9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям 10. За последние 3 месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое.


Оценка результатов: 0 – 1 балл. Синдром выгорания вам не грозит. 2 –6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел. 7 –9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни. 10 баллов. Налицо синдром эмоционального выгорания.


Методика «10 животных» Уважаемые коллеги! Перечислите, пожалуйста, 10 животных в порядке убывания вашей симпатии к ним. На листочках в столбик запишите этих животных. Есть ли среди них тот, на кого вы похожи? Где он находится в списке? На каком месте? Интерпретация результатов: Если в самом начале, то у вас несколько завышенная самооценка, если в самом конце, вы, скорее всего, недооцениваете себя, если же в середине вы оцениваете себя объективно, знаете свои плюсы и минусы. Адекватная самооценка залог психологического здоровья и барьер для эмоционального выгорания.


Упражнение «Баланс реальный и желательный» Нарисуйте, пожалуйста, круг. В нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметьте, в каком соотношении в настоящее время они находятся: 1.работа (профессиональная жизнь), 2.работа по дому 3.личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения). Рядом нарисуйте второй круг. В другом круге – их идеальное соотношение. Обсуждение: -Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? -Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего? -От кого или от чего это зависит?


Игра «Трудоголики» и «Пофигисты» Двум командам присваивается название: Трудоголики и Пофигисты. Участникам предлагается в режиме мозгового штурма выдвинуть аргументы в поддержку своей позиции Почему хорошо быть трудоголиком? Почему хорошо быть пофигистом? Затем команды по очереди обмениваются тезисами. Побеждает та команда, которая придумает большее количество тезисов в поддержку своей позиции и чьи тезисы будут более убедительными.


Упражнение «16 ассоциаций» 1. Лист делится на 5 равных вертикальных колонок. В первой колонке записывается 16 ассоциаций на слова «моя работа». Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из первой колонки, объединяя их попарно: ассоциация на первое и второе слова, ассоциация на третье и четвертое слова, затем на пятое и шестое и т.д. Таким образом, во второй колонке получается уже восемь ассоциаций. В третьей колонке процедура повторяется, с тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, – в третьей колонке получаем 4 слова. Продолжаем до тех пор, пока в последней, пятой, колонке не останется только одна ассоциация. Ее также необходимо изобразить в виде схематического рисунка. Тоже самое записывается к понятию «помехи в работе». 2. Теперь у каждого есть два изображения – рисунок помехи к удовлетворению от работы и образное ассоциативное представление о самой работе. Их необходимо сравнить, выделить общие и различные элементы, проанализировать с точки зрения наличия сильных и слабых черт, возможных направлений роста.


Незаконченные предложения «Жил-был педагог» Ваша задача, не особо задумываясь, закончить предложения. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Пишите первое, что придет в голову. Время на выполнение 2-3 минуты. 1.По утрам он просыпался и думал___________________ ______________________ 2.Собираясь на работу, он ________________________ ________________________ 3. Весь рабочий день он мечтал__________________ ________________________ __ 4. Придя домой, он______________________ ________________________ _________ 5. Засыпая, он думал___________________ ________________________ __________ ________________________ _______ _______ ________________________ _____ ________________________ ________ ________________________ _______ ______________


Интерпретация: Это проективная методика. Это когда человек рисует или описывает что-либо, на подсознательном уровне имея в виду свои переживания и проблемы. Прочтите, пожалуйста, по очереди только первое предложение. Прочтите еще раз про себя свои ответы. Они Вам нравятся? Если да, то замечательно. Если же что-то вызывает у Вас недовольство – в течение 1-2 минут перечитайте, подумайте и перепишите непонравившиеся предложения так, как бы Вам хотелось. Переведите все на позитив. Вот такими несложными упражнениями можно проработать любую проблему.


Упражнение «Замещение» Часто наше внутренне напряжение связано не с каким-либо фактором реальной жизни, а с тем, что мы сами придумали о себе. Иногда наши собственные мысли заслоняют от нас реальность или искажают ее. Не чувствуя этого, мы принимаем собственные домыслы за реальную ситуацию и начинаем действовать в соответствии со своими установками, попадая в разлад с жизнью и получая довольно болезненный опыт. Это называется психологическим механизмом замещения реальности собственными домыслами. Давайте попробуем проиграть такие ситуации, взятые из жизни. 1 ситуация – Коллега с вами не поздоровалась. 2 ситуация – Ребенок устраивает истерику, капризничает. У частник и сообща ю т о своих домыслах, предположениях, почему с ним так поступают. Остальные предлагают различные варианты мотивов данного поступка, которые могут встречаться в жизни. А теперь выдвинем предположения о реальных мотивах это го поступка. Вывод: Данн ы е упражнени я помогает наглядно увидеть, что наши домыслы часто расходятся с реальностью, это отравляет нашу жизнь, провоцирует ссоры, конфликты, чувство вины, неоправданные страхи, подрывает наше здоровье.


Упражнение «Улыбка» Японская пословица гласит: «Сильнейший тот, кто улыбается». Улыбка это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку», то происходит гораздо большее, чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал. Вы можете это проверить прямо сейчас. Улыбнитесь (неважно, если получится гримаса, вся суть в том, что работают нужные мышцы). Сохраняйте это положение примерно 30 секунд. Если вы честно проделаете этот эксперимент, то сможете однозначно констатировать: что наступило облегчение. И с этого момента все пойдет к лучшему.

    Слайд 1

    Синдром профессионального выгорания включает в себя примерно сто различных проявлений. а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); в) негативном самовосприятии в профессиональном плане - недостаток чувства профессионального мастерства.

    Слайд 2

    Слайд 3

    Определение уровня эмоционального выгорания проводились по методике В.В.Бойко. Эмоциональное выгорание состоит из 3-х фаз:

    «Напряжение» – симптомы: «переживание психотравмирующих обстоятельств», «неудовлетворённость собой», «загнанность в клетку», «тревога и депрессия»; «Резистенция» – симптомы: «неадекватное эмоциональное избирательное реагирование», «редукция профессиональных обязанностей», «эмоционально-нравственная дезориентация», «расширение сферы экономии эмоций»; «Истощение» – симптомы: «психосоматическое и психовегетативное нарушение», «эмоциональный дефицит», «эмоциональная отстранённость», «деперсонализация».

    Слайд 4

    . Формирование фаз эмоционального выгорания у специалистов

  • Слайд 5

    выгорания - три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального личностный,ролевойи организационный

    Слайд 6

    Личностный фактор.

    Психолог Фрейденбергописывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и - одновременно - неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся. Махер пополняет этот список «авторитаризмом» (Авторитарным стилем руководства) и низким уровнем эмпатии. В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

    Слайд 7

    Ролевой фактор.

    Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.

    Слайд 8

    Организационный фактор

    Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания - дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель - подчиненный», так и между коллегами.

    Слайд 9

    Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания - наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т.д.)

    Слайд 10

    Общие причины, свойственные появлению «профессионального выгорания» у всех категорий работников, так и специфичные особенности, связанные с характером их деятельности.

    Слайд 11

    К общим причинам относятся:

    Интенсивное общение с разными людьми, в том числе негативно настроенными; работа в меняющихся условиях, столкновение с непредсказуемыми обстоятельствами; особенности жизни в мегаполисах, в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах, отсутствие времени и средств на специальные действия по улучшению собственного здоровья.

    Слайд 12

    К специфичным причинам можно отнести:

    Проблемы профессионального характера (карьерного роста) и условий труда (недостаточный уровень з/п, состояние рабочих мест, отсутствие необходимого оборудования или препаратов для качественного и успешного выполнения своей работы); невозможность оказать помощь в некоторых случаях; более высокая степень негативного результата, чем в большинстве других служб воздействие клиентов и их близких, стремящихся решить свои психологические проблемы за счет общения со специалистом; тенденция последнего времени – угроза обращений клиентов и родственников с юридическими претензиями, исками, жалобами

    Слайд 13

    Профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях. Также ему более стойко противостоят люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще

    Слайд 14

    По данным Н.В. Самоукиной, ведущего научного сотрудника Психологического института РАО, симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три группы: психофизические, социально-психологические поведенческие.

    Слайд 15

    К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:

    чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

    Слайд 16

    резкая потеря или резкое увеличение веса; полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и "тяжелое" пробуждение утром, когда нужно вставать на работу); постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

    Слайд 17

    К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

    Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные "срывы" (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, "уход в себя"); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что "что-то не так, как надо"); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что "не получится" или человек "не справится"; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу "Как ни старайся, все равно ничего не получится").

    Слайд 18

    К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

    Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее; сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит); вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает; руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий.

    Слайд 19

    Во время рабочего дня факторами повышения работоспособности могут стать:

    Фотографии близких, памятных вам мест, красивые пейзажи, которые нужно не просто размещать на рабочем месте, но иногда несколько секунд смотреть на них, как бы «уходя» в более комфортную и приятную обстановку; возможность в течение рабочего дня хотя бы 2 раза выйти на 5-10 минут на свежий воздух; запах цитрусовых (он может быть от саше или другого ароматизатора, а может – просто от мандарина, апельсина или стакана сока); прием «белого листа»: сядьте, закройте глаза и представьте белый лист, на котором ничего не написано, постарайтесь удержать перед мысленным взглядом эту картину так долго, как сможете, ни о чем не думая и не представляя других образов; глубокое дыхание, во время которого на несколько секунд перед новым вдохом вы задерживаете следующее движение мышц (лучше, если вы при этом дышите «животом»).

    Слайд 20

    Также важное значение в профилактике синдрома выгорания имеют следующие методы:

    Использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы); определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания); овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

    Слайд 21

    профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома выгорания является обмен профессиональной информацией с коллегами, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции и пр.); уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома выгорания); эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным), кроме этого важно иметь друзей из других профессиональных сфер, чтобы иметь возможность отвлекаться от своей работы; поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком усугубляют проявления синдрома выгорания).

    Слайд 22

    Хотите узнать, не грозит ли вам эмоциональное выгорание?Тогда ответьте на вопросы нашего теста:

    Слайд 23

    Вопрос 1. Вы должны задержаться на работе, но тут вам звонят приятели и предлагают устроить дружескую вечеринку.Каким образом вы отреагируете?

    А) Очень печально вздохнете – 3 Б) Постараетесь отогнать от себя неизвестно откуда взявшуюся мысль: «Не судьба…» - 2 В) Немного погрустите, что не получилось увидеть друзей, но тут же вновь с головой окунетесь в работу – 1 Г) Испытаете самую настоящую ненависть к делу, которым занимаетесь – 4.

    Слайд 24

    Вопрос 2. Вы находитесь в кругу коллег, хотя и в нерабочей обстановке. Разговор перешел на профессиональную сферу. Что вы чувствуете в этот момент?

    А) Принимаете пассивную позицию и без интереса слушаете, что говорят ваши сослуживцы – 2 Б) Вклиниваетесь в беседу только с ироническими репликами – 3 В) Мечтаете только убежать отсюда – 4 Г) Тут же начинаете сплетничать обо всем подряд – 1

    Слайд 25

    Вопрос 3. Вам позвонил секретарь и сказал, что в офисе проблемы с проводкой. Ваша первая мысль:

    А) «Только бы мне это не принесло вреда» - 2 Б) «Отлично! Незапланированный отпуск!» - 3 В) «Жаль! Столько нужно сделать…» - 1 Г) «Гори все синим пламенем!» - 4

    Слайд 26

    Вопрос 4. Завал на работе, у начальника много планов. Вы:

    А) Жалеете, что начальник наверняка отмахнется от ваших предложений – 2 Б) Будете переживать о том, что так ли они хороши, каковыми кажутся – 1 В) Мрачно представляете, сколько вам предстоит работы – 3 Г) Вы чернее тучи и буквально взрываетесь от раздражения – 4

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Эмоциональное сгорание - плата за сочувствие» Презентацию подготовила: Педагог-психолог МДОАУ № 95 г. Белогорск ТКАЧ ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА

Что такое синдром профессионального выгорания? Характеризуется физическим утомлением, чувством эмоциональной усталости и опустошенности, в отдельных случаях – бесчувствием и негуманным отношениям к клиентам и подчиненным, ощущением некомпетентности в профессиональной сфере, неуспеха в ней и в личной жизни, пессимизмом, снижением удовлетворенности от повседневной работы и пр. Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) (burnout – сгорание, выгорание) впервые был введен в 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером. В опубликованных в печати исследованиях чаще всего дается следующее определение СЭВ: это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере.

Факторы, определяющие развитие синдрома выгорания «Синдром эмоционального выгорания» характерен только для представителей коммуникативных профессий, или, как еще принято их называть, профессий типа «человек – человек». По данным отечественных и зарубежных исследователей, данный синдром встречается в 30 – 90% случаев всех категорий руководителей, судей, учителей, продавцов, медицинских работников и т.д. в зависимости от конкретной профессиональной деятельности, типа личности, объективных возможностей психологической адаптации к реальным ситуациям. Наиболее ярко выгорание проявляется в случаях, когда коммуникации отягощены эмоциональной насыщенностью, как правило, на почве стресса.

1) субъективные (индивидуальные) связаны: с особенностями личности, возрастом (молодые сотрудники больше подвержены риску «выгорания»), системой жизненных ценностей, убеждениями, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты, с личным отношением к выполняемым видам деятельности, взаимоотношениями с коллегами по работе, участниками судебного процесса, членами своей семьи. Сюда можно отнести и высокий уровень ожидания результатов своей профессиональной деятельности, высокий уровень преданности моральным принципам, проблему ответить на просьбу отказом и сказать «нет», склонность к самопожертвованию и т.п. Больше всего подвержены «сгоранию», и первыми выходят из строя, как правило, самые лучшие сотрудники - те, кто наиболее ответственно относится к своей работе, переживает за свое дело, вкладывает в него душу. Причины синдрома профессионального выгорания 2) объективные (ситуационные) напрямую связанные со служебными обязанностями, например: с увеличением профессиональной нагрузки, недостаточным пониманием должностных обязанностей, неадекватной социальной и психологической поддержкой и т.д.

Ощущение усталости и опустошённости большую часть времени; Снижение иммунитета и постоянно плохое самочувствие; Частые головные боли, боли в спине и мышцах; Изменение аппетита и привычек сна; Затрудненное дыхание, отдышка; Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание; Гипертензия (повышенное давление); Сердечные болезни Физические признаки и симптомы эмоционального выгорания

Эмоциональные признаки и симптомы эмоционального выгорания Чувство недостатка удачи и неуверенности в себе; Чувство беспомощности, ощущение нахождения в тупике; Отстранённость, ощущение одиночества в мире; Потеря мотивации; Часты циничные и негативные прогнозы; Неудовлетворённость и чувство не выполненного долга. Безразличие и усталость Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность Раздражительность, агрессивность Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться

Поведенческие симптомы и признаки эмоционального выгорания Уход от ответственности; Самоизоляция; Волокита, долгое достижение целей; Всеобщее разочарование в себе и в других; Пропуск работы, приход на работу позднее и уход раньше; Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть; Безразличие к еде, стол скудный, без изысков; Малая физическая нагрузка; Оправдание - употребления табака, алкоголя, лекарств; Несчастные случаи (например: травмы, падения, аварии и т.д.); Импульсивное эмоциональное поведение.

Интеллектуальные симптомы и признаки эмоционального выгорания Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе; Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе); Увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни; Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; Цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям; Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании); Формальное выполнение работы.

Социальные симптомы и признаки эмоционального выгорания Нет времени или энергии для социальной активности; Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби; Социальные контакты ограничиваются работой; Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе; Ощущение изоляции, непонимания других и другими; Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Три стадии синдрома профессионального выгорания (К. Маслач, 1982) ПЕРВАЯ СТАДИЯ: начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ: возникают недоразумения с окружающими (учениками, родителями), профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии других людей - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала - это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень. Три стадии синдрома профессионального выгорания (К. Маслач, 1982)

Три стадии синдрома профессионального выгорания (К. Маслач, 1982) ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Эмоциональная регуляция Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности. Никогда не страдай в одиночку (не держи в себе свои тревоги, проблемы), поговори с тем, кому доверяешь - подругой, котом (молчаливым и благородным слушателем). Прими теплый душ, расслабься и дай волю слезам (вода их смоет, а шум воды успокоит). Тщательно проанализируй ситуацию - там, где нет выхода, должен быть вход (в новую ситуацию жизнь). Используй все виды терапии: - музыка (тихая, негромкая, любимая); природотерапия: полистай альбомы с натюрмортами; прогулки по лесу; приласкай кота, собаку, погуляй на свежем воздухе; трудотерапия: вымой посуду, полы; лечение сном: спи, когда хочется и сколько хочется, спи днем (15-40 минут), дневной сон-сон красоты. помогает частое мытье рук под струей холодной воды; массаж. разрядка эмоций (выразить вслух или письменно все, что вы хотели и хотите сказать). Хочется напомнить о некоторых способах саморегуляции: это способы, связанные с управлением дыханием, способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением. Способы, связанные с воздействием слова: самоприказы, самопрограммирование, вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями; сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»: Именно сегодня у меня все получится; Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной и т.д. Самоодобрение, самопоощрение: В случае даже незначительных успехов хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» и т.д.

Чтобы избежать СЭВ, необходимо следовать следующим правилам: стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; научиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться всегда и во всем быть первым, лучшим и т.д.

Эмоциональное выгорание не болезнь и не диагноз, а тем более не приговор. В зависимости от того, как человек относится к себе и к своей жизни, он будет либо «звездой», либо «свечкой», чья участь - гореть и плакать.

http:// newtomorrow.ru/stress/simptomi_vigoraniya.php http:// www.transactional-analysis.ru/methods/141-burnout-syndrome http:// www.openclass.ru/node/106170 https:// festival.1september.ru/articles/578061/ Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб., 2004. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. - М., 1996. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания// Медицинские новости.-2002.- №7.- С. 3-9 . Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме//Журнал практического психолога. 1998. N 8. С. 84-89. Источники.


Синдром эмоционального выгорания

Попова О.Г.,

педагог-психолог

МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа»


  • Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».

Профессиональное выгорание

  • это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты.

Эмоциональное истощение

Физическое истощение

Когнитивное истощение

Проявление: ухудшение чувства юмора, учащение жалоб на здоровье, изменение продуктивности работы, снижение самооценки и др .


  • специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы)
  • организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

  • коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации
  • ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

  • чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
  • дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и детям);
  • негативное самовосприятие в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства).

  • Резкое повышение утомляемости
  • Хроническая усталость
  • Головные боли
  • Восприимчивость к изменениям внешней среды
  • Изменение артериального давления
  • Астения (бессилие, слабость)
  • Ограничение движений в шее, боли в спине
  • Непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость
  • Увеличение или потеря веса
  • Одышка
  • Бессонница
  • Половая дисфункция

  • Пессимизм
  • цинизм
  • чёрствость
  • безразличие
  • агрессивность
  • раздражительность
  • тревога, чувство вины

  • желание отдохнуть
  • безразличие к еде
  • оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств

  • низкая социальная активность
  • падение интереса к досугу, увлечениям
  • социальные контакты ограничиваются работой
  • скудные отношения на работе и дома

Тест «Психологическое здоровье учителя»

Цель: определения уровня эмоционального «выгорания» учителя.

  • Часто чувствую усталость.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

  • Мне трудно заснуть.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

3. За ночь просыпаюсь несколько раз.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

  • Постоянно чувствую слабость.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0


5. Чувствую себя в расцвете сил.

да – 0, не знаю – 1, нет – 1

6. Многое не удается.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

7. Жизнь заводит в тупик.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

8. По-прежнему половая жизнь приносит удовлетворение.

да – 0, не знаю – 1, нет – 1

9. Мелочи на работе раздражают все сильнее.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0


10. Физически истощен, как подсевшая батарейка.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

11. Порой кажется, что лучше умереть.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

12. Кажется, что нет больше сил работать с детьми.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

13. Настроение подавленное.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

14. Каждое утро просыпаюсь с чувством усталости и истощения.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0


От 0 до 4 баллов , признаков излишнего перенапряжения и переутомления у вас нет, риск срыва низкий.

От 5 до 9 баллов , имеются сигналы перенапряжения и переутомления, средняя степень эмоционального «выгорания». Если не начать работу над собой, не научиться восстанавливать свои жизненные силы, снимать стрессовое напряжение, то можно скоро перейти из группы со средней степенью угрозы срыва и профессионального «выгорания» в следующую группу.



  • снятие рабочего напряжения,
  • повышение профессиональной мотивации,
  • выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением.

  • стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
  • учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • проще относиться к конфликтам на работе;
  • не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

  • длительный сон
  • вкусная еда
  • общение с природой и животными
  • баня, массаж, движение, танцы
  • музыка

САМОРЕГУЛЯЦИЯ

- смех, улыбка, юмор; – размышления о хорошем, приятном; – различные движения типа потягивания, расслабления мышц; – наблюдение за пейзажем за окном; – рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;

– мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); – «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; – вдыхание свежего воздуха; – чтение стихов; – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.


Если ты подаришь кому-то радость, жизнь подарит тебе счастье .

ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ

УЛЫБКА!!!


  • I. Способы, связанные с управлением дыханием .
  • Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

  • II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением .
  • Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; – дышите глубоко и медленно; – пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); – постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; – прочувствуйте это напряжение; – резко сбросьте напряжение - делайте это на выдохе; – сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы - удивления, радости и пр.).

  • III. Способы, связанные с воздействием слова Известно, что «слово может убить, слово может спасти».
  • В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

  • IV. Способы, связанные с использованием образов Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, - это ваши ресурсные ситуации. – Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте: 1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); 2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); 3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

Притча о колодце.

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками – ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».

Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!


  • Освободите свое сердце от ненависти – простите всех, на кого вы были обижены.
  • Освободите свое сердце от волнений – большинство из них бесполезны.
  • Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
  • Отдавайте больше.
  • Ожидайте меньше.

  • Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений