Авиация россии. Авиация россии С какой скоростью летает су 35

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В 2003 году ОКБ Сухого приступило ко второй по очереди модернизации истребителя Су-27, чтобы создать самолет Су-35. Характеристики, достигнутые в процессе модернизации, позволяют называть его истребителем поколения 4++, что означает максимальное приближение возможностей к самолету пятого поколения ПАК ФА.

Предыстория разработки

В начале 1980-х, в то время как Су-27 еще только осваивался советскими ВВС, его генеральный конструктор уже задумал разработку модернизированного варианта. Первоначально обозначенный как Су-27М, он был оснащен значительно улучшенной авионикой, что давало основание считать его лучшим истребителем тех лет. Он был оснащен также и более разнообразным комплексом вооружения, что позволяло Су-27М (см. на фото ниже) выполнять задачи поражения и наземных целей.

Модернизированный вариант характеризовался множеством изменений в аэродинамике, авионике, конструкции силовых установок, а также имел повышенную грузоподъемность. Высокопрочные композитные материалы и алюминиево-литиевые сплавы были использованы для снижения веса и увеличения запаса топлива.

Самолет Су-27М был оснащен турбореактивным двигателем с тягой 125 кН, более мощным, чем на Су-27. Сама программа модернизации Су-27 обозначалась «Су-35БМ», где литеры означали «большая модернизация». Многое из сделанного в тот период вобрал в себя и современный самолет Су-35, технические характеристики которого значительно превышают его первоначальный прототип Су-27М.

Дальнейшая модернизация

В 2003 году был запущен проект по производству истребителя для преодоления разрыва между модернизированными вариантами Су-27М и Су-30МК и боевой машиной пятого поколения ПАК ФА. Целью проекта была вторая модернизация планера самолета Су-27 (отсюда и его классификации как истребителя поколения 4++) таким образом, чтобы характеристика Су-35 соответствовала уровню, реализуемому на ПАК ФА. Кроме того, самолет должен был стать альтернативой семейству Су-30 в экспортных поставках.

Разработка самолета продолжалась до 2007 года, когда он стал доступен для продажи. Несколько позже в ОКБ Сухого сообщили, что программа создания Су-35 была запущена из-за опасения, что проект ПАК ФА может столкнуться с нехваткой финансирования.

Обновление горизонтального оперения

Характеристика Су-35 в части конструкции его планера включает многочисленные отличия от Су-27М, хотя внешне самолет сохраняет сильное внешнее сходство со своим предшественником.

Одной из отличительных особенностей конструкции планера Су-27М была аэродинамическая схема построения органов управления типа «утка», которая позволяет самолету летать на максимальных углах атаки до 120°. При такой схеме горизонтальное оперение самолета - стабилизаторы с рулями высоты - расположено впереди его крыльев.

Однако при таком расположении горизонтального оперения отраженный от поверхности самолета сигнал радиолокатора получается большим, чем при традиционной схеме позади крыльев. Это облегчает обнаружение летательного аппарата. Поэтому современные малозаметные для радиолокаторов самолеты (F-22 Raptor, ПАК ФА, а также Су-35) имеют традиционное расположение горизонтального оперения - позади крыльев. Чтобы сохранить преимущества использования переднего горизонтального оперения, они наряду с основным оперением позади крыльев имеют еще и поворотные участки наплывов на крыльях.

Что же нового было привнесено этими изменениями в облик самолета Су-35? Характеристики (фото ниже показывает отличия его внешнего вида от Су-27М) истребителя оказались максимально приближенными к самолетам 5-го поколения, за исключением все же большей его радиолокационной заметности и отсутствия активного бортового радара.

Другие доработки планера

Характеристика Су-35 в части способа его торможения отличается от Су-27М отсутствием воздушного тормоза (щитка). Способ торможения Су-35 состоит в том, что его рули направления, расположенные в задних частях двух вертикальных килей, при посадке отклоняются в разные стороны, что и создает тормозящее усилие. Другие аэродинамические усовершенствования включают в себя уменьшение высоты вертикальных стабилизаторов, меньший выступ фонаря кабины и покрытие его токопроводящим напылением для маскировки при облучении самолета радиолокаторами.

Усиление прочности планера достигнуто за счет широкого использования титановых сплавов, увеличивших срок его службы примерно до 30 лет работы при повышении максимального взлетного веса до 34,5 тонны. Внутренний запас топлива был увеличен более чем на 20 % до 11,5 тонны и может быть поднят до 14,5 тонны за счет дополнительных баков.

Усовершенствованная авионика

ОКБ Сухого сделало все, чтобы характеристика Су-35 в части авионики была только превосходной. Работой всех агрегатов и руководит информационная система управления, оснащенная двумя бортовыми компьютерами. Она собирает и обрабатывает данные из различных тактических и управляющих полетом систем и представляет соответствующую информацию пилоту через два основных многофункциональных дисплея (МФД), которые вместе с тремя вторичными МФД образуют стекло кабины. Самолет имеет много других обновлений для своей авионики и электронных систем, в том числе цифровую беспроводную систему управления полетом, а пилот снабжен нашлемным информационным экраном и очками ночного видения.

РЛС и система прицеливания

В этой части характеристика Су-35 включает наличие радара "Ирбис" с пассивной который составляет важный компонент системы управления огнем самолета. Радар способен обнаруживать воздушную цель площадью 3 кв. м на расстоянии 400 км и может дать целеуказания для 30 воздушных целей, причем вести восемь из них.

Радар способен воспроизвести также карту земли, используя различные режимы, в том числе режим синтеза апертуры. РЛС "Ирбис" дополняется оптико-электронной системой прицеливания, которая использует функциональные возможности ТВ, инфракрасного обнаружителя целей.

Вооружение самолета

Какое оружие может нести истребитель Су-35? Характеристики его систем вооружения предполагают использование множества ракет типа «воздух-воздух» дальнего и ближнего радиуса действия, точного и неуправляемого оружия типа «воздух-земля», которое включает ракеты, авиабомбы объемного взрыва и обычные бомбы. Максимальная полезная оружейная нагрузка - 8 тонн, которые могут быть перенесены на четырнадцати точках подвески. Истребитель может использовать ракеты с дальностью до 300 км.

Двигатели истребителя

Су-35 оснащен парой турбореактивных двигателей, вектор тяги которых управляется в одной плоскости. Данный двигатель является упрощенным вариантом силовой установки типа "Сатурн-117" истребителя пятого поколения ПАК ФА. Его тяга оценивается в 145 кН, что на 20 кН больше, чем у Су-27М. Он имеет срок службы 4000 часов. Пара двигателей самолета обладает способностью управлять результирующим вектором тяги. Каждый из векторов тяги сопел имеет свою ось вращения, наклоненную к вертикальной плоскости. При этом отклонение вектора тяги каждого сопла можно представить как результат отклонения самого сопла в направлении вниз-внутрь и вверх-наружу. Если векторы тяги обоих сопел отклоняются синхронно, то управлять положением самолета можно только по углу тангажа, но при разном отклонении векторов тяги сопел можно управлять и углами рыскания и крена. Подобная система управления осуществляется также на истребителе ПАК ФА.

Двигатель позволяет Су-35 достигать устойчивой сверхзвуковой скорости без использования форсажа. Радиопоглощающее покрытие применяется для деталей двигателя, чтобы снизить отраженный от самолета сигнал радиолокатора.

Сравнительные характеристики Су-35 и F-22

На сегодняшний день единственным в мире принятым на вооружение истребителем 5-го поколения является американский F-22 Raptor. Как известно, в основе технологии «Стелс», реализованной в его конструкции и обеспечивающей малозаметность самолета радиолокаторами, лежат два принципа:

  • придание планеру самолета специально разработанной геометрической формы, которая обеспечивает отражение сигнала радара в сторону, противоположную направлению его прихода;
  • рассеяние (поглощение) энергии сигнала радара в материалах, составляющих поверхность самолета с целью его ослабления до такого уровня, что обнаружение отраженного сигнала становится маловероятным.

По американским данным, отражающая способность истребителя F-22 эквивалентна мячу для гольфа, по российским данным, она равна 0,3-0,4 м 2 . Для сравнения: у МиГ-29 она равна 5 м 2 , а у Су-27 - 12 м 2 . Возможно ли, хотя бы частично, достичь показателей «Раптора» на Су-35? Характеристики (сравнение их с F-22 дано ниже) российского самолета позволяют выразить осторожный оптимизм в этом вопросе.

Российские конструкторы и ученые разработали материалы и методы, которые существенно уменьшили отражающую способность Су-35. Российские ученые создали математические инструменты, позволяющие вычислять рассеяние электромагнитных волн телами сложной конфигурации, такими как Су-35, разбивая их на мелкие грани и добавляя эффекты краевых волн и поверхностных течений. Антенны моделируются отдельно, а затем добавляются ко всей расчетной модели.

Был разработан новый радиопоглощающий материал, которым покрыты двигатели самолета. Он не препятствует работе и выдерживает высокоскоростные потоки воздуха и температуру до 200 °C. Радиопоглощающий слой толщиной 0,7-1,4 мм наносят на поверхности двигателей и на передние ступени компрессора низкого давления, используя роботизированную систему напыления.

Су-35 также имеет обработанный фонарь кабины, который отражает радиолокационные волны, снижая вклад в ЭОП от металлических компонентов кабины. Российскими технологами был разработан процесс плазменного осаждения чередующихся слоев металлических и полимерных материалов. Таким путем создается покрытие, которое блокирует электромагнитные волны радиочастотного диапазона, устойчиво к растрескиванию и не задерживает солнечное тепло в кабине.

Конечно, все эти мероприятия лишь приближают характеристики Су-35 к возможностям F-22 Raptor, но не делают их тождественными. Настоящий паритет (а возможно, и превосходство) будет достигнут после принятия на вооружение 5-го поколения ПАК ФА.

Что же касается остальных летных характеристик, то их сравнение для Су-35 и F-22 дает следующую картину. Российский самолет на четыре метра длиннее (21,9 м против 18,9 м) и почти на метр выше (5,9 м против 5,09 м) американского при большем размахе крыльев (14,75 м против 13,6 м). При этом масса Су-35 (пустого) почти равна массе F-22 (19 500 кг против 19 700 кг), а вот максимальная масса «американца» на две с половиной тонны больше (34 500 кг против 38 000 кг). Максимальная скорость у обоих самолетов почти одинакова - около 2400-2500 км/ч, как и практический потолок подъема - 20 000 м.

А вот дальность полета у Су-35 с двумя подвесными баками повыше (4600 км против 2960 км), без баков «сушка» также пролетит дальше «Раптора» (3600 км против 3220 км).

В начале 2015 года известное американское аналитическое издание The National Interest опубликовало материал под названием 5 Russian Weapons of War America Should Fear («Пять видов российского оружия, которых следует бояться американцам»). В этом списке оказался ОБТ Т-90, противокорабельная ракета «Оникс», подлодки проекта «Лада» и самонаводящиеся торпеды «53-65». По мнению автора статьи, американским летчикам более всего следует опасаться встречи с новейшим российским истребителем Су-35, который был назван «чрезвычайно грозным противником» для любого американского боевого самолета.

И это действительно правда. Сегодня Су-35 – одна из сильнейших боевых машин в мире. По своим возможностям и летно-техническим характеристикам (ЛТХ) он вплотную приближается к истребителям пятого поколения. Зарубежные эксперты особо отмечают значительную боевую нагрузку нового российского самолета, его молниеносную скорость и сверхманевренность. Высший пилотаж на Су-35 неизменно производит настоящий фурор на авиасалонах. Но давайте обо всем по порядку.

Су-35 – это тяжелый многоцелевой сверхманёвренный истребитель, оснащенный двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ). Основная задача этой боевой машины – завоевание господства в воздухе, однако при этом он может «работать» и по наземным целям. Самолет Су-35 был разработан конструкторами ОКБ им. Сухого, и, по сути, он является глубокой модернизацией заслуженного советского истребителя Су-27 , который относится к четвертому поколению. Серийная машина, которая сегодня поставляется в ВКС России, имеет обозначение Су-35С. Его обычно причисляют к поколению 4++, хотя данная градация несколько условна и, скорее, является маркетинговым ходом разработчиков. Два плюса в обозначении просто показывают, насколько близко Су-35 находится от полноценных истребителей пятого поколения.

Российский истребитель Су-35 отвечает большинству требований, которые предъявляются к машинам 5-го поколения. Самолет оснащен интегрированной системой авионики, в которую входит комплекс управления вооружением, средства связи и навигационно-прицельное оборудование. Су-35 имеет РЛС с фазированной антенной решеткой и новые двигатели, позволяющие ему развивать сверхзвук без включения форсажа.

В свой первый полет Су-35 отправился 19 февраля 2008 года, в том же году началось серийное производство машины. На апрель нынешнего года изготовлено 64 истребителя Су-35.

Прежде чем перейти к описанию этой великолепной машины, следует несколько слов сказать об этапах ее создания, ибо это действительно любопытно. Мало кто знает, что в новейшей истории российского самолетостроения существовало два истребителя под обозначение «Су-35». Можно сказать, что наладить серийное производство этой прекрасной боевой машины удалось только со второй попытки.

История

На самом деле, обозначение Су-35 хорошо известно любителям военной авиации. Самолеты под таким названием неоднократно демонстрировались на международных авиасалонах в середине 90-х годов.

Идея разработать на базе истребителя-перехватчика Су-27 многоцелевой самолет родилась еще в начале 80-х годов. На стадии создания перспективная машина получила индекс Т-10С, в 1982 году для него было подготовлено техническое задание. Чтобы обеспечить возможность уничтожать противника на земле, на самолет планировали установить новый бортовой радиолокатор и серьезно изменить систему управления вооружением. Также был переработан и планер машины: например, появилось переднее горизонтальное оперение (ПГО).

Т-10С впервые поднялся в небо в 1988 году. Однако в серию эта машина так и не пошла. Какое-то время работы еще продолжались по инерции, но после распада СССР конструкторам стало не до новых проектов, нужно было банально выживать. ОКБ им. Сухого изготавливало хорошо отработанные истребители Су-27 для иностранных заказчиков, проводило модернизацию машин, находившихся в российских строевых частях, до уровня Су-27СМ и занималось проектом Су-30МК, который позже стал настоящей «звездой авиасалонов».

К идее многоцелевого истребителя на базе Су-27 вернулись только в середине прошлого десятилетия. В это время у конструкторов уже было четкое понимание, что для создания современного самолета подобного класса требуется серьезная модернизация Су-27, которая бы включала в себя не только замену бортовых систем оборудования и электроники, но и значительную переработку планера, а также оснащение истребителя новой мощной силовой установкой. Только в этом случае можно было бы рассчитывать на успешное продвижение новой машины на международном рынке. За перспективным самолетом решили оставить старое обозначение – Су-35. Хотя, в некоторых источниках машину именуют Су-27БМ («большая модернизация») или Су-35БМ.

Изготовление установочной партии «тридцать пятых» началось в 2006 году. Сборка первого истребителя была окончена в середине 2007 года, самолет даже успели представить на авиасалоне МАКС-2007. Первый полет Су-35 состоялся в начале 2008 года, за штурвалом машины находился Заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан. На следующий день после проведения испытаний Су-35 был показан Путину, который специально для этого посетил Жуковский.

Следует отметить, что самолет, поднявшийся в воздух февральским утром с аэродрома «Раменское», имел мало общего с Т-10С, разработка которого велась в середине 80-х. Единственное, что их роднило – это общий «предок», советский истребитель Су-27. Изначально новую машину называли Су-35БМ, а затем и просто Су-35. После того как к истребителю проявило интерес отечественное оборонное ведомство, самолет получил в обозначении букву «С», которая традиционно присутствует в серийных моделях военной техники для нужд российского Министерства обороны.

Одним из важнейших отличий «тридцать пятого» от его предшественников является установка на нем новейших двигателей АЛ-41Ф1С («изделие 117»), разработанных и изготовленных специалистами компании ОАО «НПО Сатурн». Как и истребитель Су-35, эти авиационные моторы имеют долгую историю.

Стендовые испытания «изделия 117» начались еще в 2003 году. Для них было построено пять новых двигателей. Позже для проведения летной отработки была использована летающая лаборатория Су-27М.

АЛ-41Ф1С имеет значительно лучшие характеристики по тяге и удельному расходу топлива по сравнению со своими предшественниками.

В 2009 году между российским Министерством обороны и корпорацией «Сухой» был подписан контракт на поставку 48 истребителей Су-35С со сроком реализации до конца 2015 года. Второй договор был заключен в декабре 2015 года. Он предусматривает изготовление 50 самолетов Су-35 до 2020 года.

В 2010 году испытания Су-35 были успешно завершены. Уже в мае следующего года в небо поднялся первый серийный истребитель Су-35С, через шесть месяцев полет совершила вторая серийная машина.

«Тридцать пятым» заинтересовались не только российские военные, новый истребитель по достоинству оценили и за рубежом. В 2015 году был подписан контракт с Китаем на поставку 24 Су-35, по состоянию на начало нынешнего года заказчику уже отправлено 4 самолета. Российский истребитель «пришелся по душе» и индонезийским военным, к 2019 году в эту страну планируется поставить 11 Су-35. Сумма контракта составляет 1,14 млрд долларов. В настоящее время ведутся переговоры с Индией, Малайзией и ОАЭ.

Производство нового истребителя было налажено на авиационном заводе им. Ю. Гагарина (Комсомольск-на-Амуре).

В настоящее время несколько единиц Су-35 (сообщалось о четырех машинах) входят в состав авиационной российской группировки в Сирии.

Отечественные ВВС не получали новых самолетов в заметных количествах почти пятнадцать лет. Поэтому новые машины – в том числе и Су-35 – на голову превосходят самолеты, принятые на вооружение в конце 80-х – начале 90-х годов. На сегодняшний день Су-35 – это самый совершенный истребитель российских военно-космических сил и настоящая гордость славного семейства самолетов Су-27.

В завершение можно добавить следующее. Истребитель Су-35 – это не просто превосходная боевая единица, но и испытательная платформа, которая по полной использовалась для создания истребителя 5-го поколения. Несмотря на то что ПАК ФА в целом мало напоминает «тридцать пятый», на последнем обкатывались многие узлы, агрегаты и технические решения, которые позже были использованы на российском истребителе пятого поколения. В первую очередь это касается авионики, силовой установки и систем вооружения.

Описание

Как и другие машины семейства Су-27, истребитель Су-35 выполнен по интегральной аэродинамической схеме. То есть, крыло самолета плавно сопряжено с его фюзеляжем, образуя единое целое. Самолет имеет двухкилевое вертикальное оперение и шасси с двумя основными и одной передней стойкой. Пилотирует истребитель один летчик.

При создании Су-35 конструкторы ОКБ им. Сухого решили отступить от схемы с передним горизонтальным оперением, которая была использована в Су-33, Су-30МКИ и Су-27М. Поэтому внешне «тридцать пятый» больше походит на Су-27, чем на более поздние машины этого семейства. Использование новых современных материалов позволило отказаться от ПГО, не потеряв при этом преимуществ, которые оно обеспечивает.

По сравнению со своими предшественниками, Су-35 получил новый модернизированный планер усиленной конструкции, что обеспечило истребителю значительное увеличение ресурса (6 тыс. часов или 30 лет службы). Усиление планера самолета позволило увеличить его взлетный вес, что дало возможность размещения большего количества запаса топлива, установки новых систем оборудования и вооружения. Во внутренних баках истребителя может размещаться 11,3 тонны топлива (у Су-27 – 9,4). Су-35 оборудован системой дозаправки в воздухе, также он может нести дополнительные подвесные баки.

У Су-35 нет тормозного щитка, его функции выполняются отклоняемыми рулями направления.

Отдельно следует отметить комплексную систему управления истребителя КСУ-35. У самолета нет привычных механических тяг, управление по всем трем каналам производится с помощью ЭДСУ. КСУ-35 выполняет сразу несколько функций, что позволило значительно улучшить пилотажные характеристики и добиться «фирменной» высокой маневренности Су-35.

Особого внимания заслуживает силовая установка машины, основу которой составляют двигатели АЛ-41Ф1С с форсажной камерой и управляемым вектором тяги. Они являются дальнейшим развитием двигателя АЛ-31Ф. При этом форсажная тяга данных двигателей на 16% превышает аналогичный показатель предшественника. Также следует отметить, что ресурс двигателей Су-35 увеличен до 4 тыс. часов. По сравнению с базовой моделью несколько увеличен вентилятор (с 905 мм до 932 мм), установлены новые турбины низкого и высокого давления. Управление поворотными всеракурсными соплами также осуществляется с помощью системы КСУ-35.

Кроме основной силовой установки, истребитель Су-35 оснащен и вспомогательной газотурбинной установкой ВГТД ТА14-130-35. Ее мощность составляет 105 кВт. Она снабжает электроэнергией различные системы самолета, а также обеспечивает кондиционирование кабины пилота и других отсеков машины.

Однако главным отличием Су-35 от других боевых машин семейства Су-27 является комплекс авионики, именно он максимально приближает «тридцать пятый» к истребителям пятого поколения. Его основа – это информационно-управляющая система (ИУС), которая связывает воедино информационные, функциональные, логические и программные системы оборудования истребителя в единый комплекс и обеспечивает высокий уровень взаимодействия между пилотом и самолетом. В ее состав, кроме двух центральных цифровых вычислителей, входят средства преобразования данных и уникальная система индикации, которая реализует наиболее «продвинутую» на сегодня концепцию «стеклянной кабины».

Если мы заглянем в кабину Су-35, то увидим два многофункциональных цветных жидкокристаллических экрана с диагональю 15 дюймов, пульты с дисплейным процессором и управлением индикацией, а также индикатор коллиматорного типа на фоне стекла ИКШ-1М.

На жидкокристаллических экранах в мультиоконном режиме отображается графическая, символьная и цифробуквенная информация, а также данные от бортовых телевизионных сенсоров. Многофункциональный пульт со встроенным дисплейным процессором значительно облегчает выдачу команд на всех этапах полета. А с помощью коллиматорного индикатора ИКШ-1М обеспечивается наблюдение на фоне закабинного пространства различной информации, которая формируется в соответствии с управляющими сигналами. Его поле зрения составляет 20×30°. Также в распоряжении пилота нашлемная система целеуказания.

Таким образом, управление всем оборудованием истребителя и его вооружением осуществляется согласно концепции HOTAS, которая заключается в том, что пилот может выполнять все свои функции, не убирая рук с основных средств управления. Также нужно отметить, что эргономика кабины заслуживает наивысших похвал.

Кабина самолета оборудована средствами эвакуации пилота во время аварийной ситуации.

Еще одной «изюминкой» машины, о которой необходимо рассказать, является бортовая РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис». Она позволяет обнаруживать цели с ЭПР 3 м2 на дистанции в 400 км, а с ЭПР 0,01 м2 – 90 км. «Ирбис» может сопровождать до тридцати целей одновременно, наводя при этом на восемь из них ракеты. Кроме того, она может обеспечивать селекцию целей на земле и обеспечивать полет на малых высотах.

Кроме РЛС, в распоряжении пилота Су-35 оптико-локационная станция ОЛС-35, в состав которой входит лазерный дальномер-целеуказатель, теплопеленгатор и телевизионный канал. При необходимости на Су-35 можно подвесить оптико-электронный контейнер, в котором размещается лазерно-телевизионный комплекс, способный обнаруживать, сопровождать и подсвечивать цели лазерным лучом. Подобное оборудование необходимо при работе истребителя по наземным целям. Самолет оснащен средствами радиоэлектронной борьбы и системой раннего предупреждения об облучении.

Теперь про вооружение Су-35. Истребитель имеет двенадцать точек подвески, десять из которых обычно используются для установки ракетно-бомбового вооружения, а два – для контейнеров с системами РЭБ. Самолет может применять практически все виды управляемых и неуправляемых авиационных боеприпасов, которые находятся на вооружении российской армии в настоящий момент. Боевая нагрузка истребителя составляет 8 тыс. кг. Стрелково-пушечное вооружение Су-35 состоит из авиационной пушки ГШ-30-1 (30 мм), ее боекомплект составляет 150 снарядов.

Самолет Су-35 создается на базе технических решений, используемых при разработке самолета пятого поколения, с учетом опыта эксплуатации семейства многоцелевых самолетов Су-27. Су-35 предназначен для повышения боевого потенциала ВВС РФ и экспортного потенциала самолетов марки "Су". Самолет имеет возможность применения всей номенклатуры существующих и перспективных образцов авиационного вооружения класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", включая высокоточное. 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова состоялся первый полет первого опытного самолета, а 2 октября 2008 года первый полет второго самолета с аэродрома ОАО "КнААПО". В августе 2009 года с МО РФ заключен Госконтракт на изготовление и поставку самолетов Су-35С с 2010 года.

Су-35 предназначен для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами на большой, средней и малой дальности, при ведении дальних и ближних маневренных боев, при автономных и групповых действиях, поражения надводных и наземных целей всеми видами вооружения, в любых метеоусловиях, а также объектов наземной инфраструктуры, прикрытых средствами ПВО и расположенных на значительных удалениях от аэродрома базирования. Су-35 - это глубокая модернизация Су-27 с целью значительного повышения эффективности его боевого применения по воздушным, наземным и морским целям. В конструкции самолета Су-35 применены самые удачные технические решения, отработанные ранее на самолетах семейства Су-27/Су-30. Система технического обслуживания соответствует мировым стандартам.

На Су-35 установлены новые двигатели с увеличенной до 14 500 кг тягой и поворотным всеракурсным соплом. Увеличен объем внутренних топливных баков, предусмотрено применение 2-х подвесных топливных баков емкостью по 2000 литров. На самолете установлена новая комплексная система управления, реализующая функции систем дистанционного и автоматического управления, систем ограничительных и воздушных сигналов, а также управления торможением колес. Установлен новый комплекс БРЭО с широким использованием мультиплексных каналов связи и БРЛС с ФАР. В системе индикации применены широкоформатные цветные многофункциональные индикаторы и широкоугольный цветной ИЛС. Светотехническое оборудование кабины обеспечивает работу пилота с очками ночного видения. Самолет оборудован вспомогательной силовой установкой для обеспечения электропитания и кондиционирования оборудования и кабины при наземном обслуживании, без применения аэродромных средств. Самолет Су-35 разработан в «ОКБ Сухого», серийное производство ведется на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении имени Ю.А. Гагарина.

Основными особенностями самолета Су-35 являются:

  • Высокие летно-технические характеристики, наличие режима сверхманевренности.
  • Информационно-прицельные системы большого радиуса действия.
  • Современная помехозащищенная зашифрованная система связи и информационного обмена как между самолетом и наземными пунктами управления, так и между самолетами.
  • Высокоэффективное управляемое вооружение класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» большой, средней и малой дальности, размещаемого на 14 точках подвески
  • Высокоэффективная система радиоэлектронного противодействия и обороны.
  • Система радиотехнической разведки.
  • Конструктивные мероприятия по снижению радиолокационной заметности.
  • Новая система кабиной индикации на основе МФИ с повышением объема и качества представляемой информации.
  • Система дозаправки топливом в полете.

Информационно-управляющее поле кабины

  • Полное информационное обеспечение летчика по двум каналам (зрительный, звуковой);
  • Автоматизация процессов боевого применения и управления самолетом с формированием подсказок в критических ситуациях;
  • Полная информационная взаимозаменяемость индикаторов в кабине;
  • Обеспечение управления комплексом бортового оборудования в напряженных фазах решения боевых задач без снятия рук с постов управления самолетом

Радиолокационная станция

Оптико-локационная станция

Информационное взаимодействие

Комплекс средств радиоэлектронного противодействия

Аппаратура радиотехнической разведки.
Диапазон рабочих частот:

1,2...40 ГГц
Аппаратура активных помех.
Диапазон рабочих частот:

4...18 ГГц
Контейнеры активных помех групповой защиты.
Диапазон рабочих частот:

1...4 ГГц

Силовая установка

Силовая установка самолёта Су-35 состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей «117С» с агрегатами, обеспечивающими энергоснабжение самолётных потребителей. Работу силовой установки обеспечивают системы управления и контроля, охлаждения, пожаротушения, управления механизацией воздухозаборников.

Вспомогательная силовая установка

Дополнительные фото-видео материалы

Появление в Сирии самолетов Су-35С вызвало новую волну обсуждений о боевой технике, применяемой РФ в борьбе с террористами, и привлекло внимание авторитетных западных изданий, назвавших новейшую машину "самым опасным истребителем в мире".

Немецкое издание Stern, например, отметило , что Су-35С по летным характеристикам значительно превосходит конкурентов, сочетая в себе лучшие характеристики истребителей четвертого поколения и основные свойства пятого. По мнению автора материала, несмотря на то, что на авиабазу "Хмеймим" было переброшено всего четыре таких самолета, они станут "важным дополнением к уже задействованным в регионе вооружениям". К последним, прежде всего, относятся система ПВО С-400 "Триумф" и ракетно-пушечный комплекс "Панцирь-С1", преодолеть которые практически невозможно.

"Триумф" в своей статье упоминает и военный обозреватель The Washington Times . По его словам, Су-35С вкупе с системой С-400 позволяют России защищать свои самолеты в любой точке ближневосточного региона с помощью вооружения, мощность которого превосходит оружие НАТО.

Высокопоставленный представитель Пентагона в беседе с журналистом The National Interest назвал российские машины "отличными и опасными самолетами". Сравнивая Су-35С с американскими истребителями, военный чиновник отметил, что, например, F-15 и F/A-18E при встрече с ним "будут заняты по горло".

Су-35С является многоцелевым и относится к поколению 4++. Это значит, что большинство его показателей удовлетворяют характеристикам истребителям пятого поколения.

Так, сверхманевренность самолета обеспечивает новый двигатель с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф1С, позволяющий развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. От предшествующей модели, устанавливаемой на Су-27, он отличается также увеличенной тягой (14,5 тонны), пониженным расходом топлива и большим ресурсом. Истребитель способен развивать скорость до 2500 километров в час и подниматься на высоту до 20 тысяч метров. Максимальная дальность полета составляет 3600 километров, а с дополнительными топливными баками показатель увеличивается на 900 километров.

В Су-35С использованы многие технологии перспективного российского самолета Т-50 ПАК ФА. Экипаж состоит из одного пилота, а управление осуществляется без аналоговых приборов. Их заменяют два экрана, на которых отображается вся необходимая информация.

Истребитель первым из российских авиамашин оснащается отечественным безинерционным навигационным комплексом - БИНС. Прибор собирает и анализирует все полетные данные, обеспечивает вылет и возвращение самолета на свой аэродром при этом может обходиться без спутников GPS или ГЛОНАСС.

Наибольшее внимание западных военных специалистов вызывает установленная на Су-35С радиолокационная система "Ирбис", являющаяся самой мощной в мире. Она может обнаруживать цели на расстоянии 400 километров, одновременно сопровождать до 30 воздушных и 4 наземных объектов, атакуя 8 наиболее опасных.

Максимальная масса боевой нагрузки самолета составляет 8000 килограммов. Су-35С имеет 12 точек подвески для ракет и авиабомб. В состав вооружения истребителя входят как управляемые ракеты "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", так и неуправляемые разнокалиберные ракеты и бомбы. Их типы не отличаются от используемых сегодня на Су-30МК, но в перспективе могут применяться новые модели, включая и варианты с лазерной коррекцией. Истребитель также оснащен пушкой ГШ-30-1 калибра 30 мм.

Еще два узла внешней подвески воздушного судна предназначены для размещения контейнеров радиоэлектронной борьбы. На отправившихся в Сирию машинах установлены станции РЭБ "Хибины". Они обеспечивают защиту самолетов от ракет, сбивая последним наведение на цель.

По словам бывшего начальника четвертого центра боевого применения и переучивания летного состава ВКС в Липецке генерал-майора Александра Харчевского, в Сирии новейшие российские истребители смогут не только пройти проверку в боевых условиях, являющуюся "очень важной со всех точек зрения", но и внести существенный вклад в уничтожение целей террористов.

Су-35, используя сверхвысокие маневренные характеристики при ведении воздушного боя, в чем ему нет равных, с таким же успехом могут применять средства поражения по земле, - цитирует генерала агентство ТАСС .

Напомним, Минобороны России 1 февраля четырех истребителей Су-35С в Сирию. В ведомстве заявили, что новейшие самолеты будут контролировать воздушную обстановку, обеспечивая беспрепятственную работу российских бомбардировщиков и штурмовиков по позициям террористов.

Самолет СУ-35 известен как многоцелевой истребитель, имеющий возможность проявить лучшие свои качества в противостоянии с воздушным противником. Он также может наносить мощные удары высокой точности с дальних расстояний по целям на земле, на море и в воздухе.

Истребитель СУ-35 (по натовской версии Flanker-E+) - обладающий сверхманевренностью. Он создан на основе платформы Т-10С ОКБ Сухого. МИГ-35 и СУ-35 - самолеты поколения 4++. Это не последнее слово военной техники, но близко к тому.

Термин «Поколение 4++» показывает, что ТТХ СУ-35 почти соответствуют уровню пятого поколения. Причислить самолет к пятому поколению не дало отсутствие стелс-характеристик и фазированной активной решетки.

Самолет СУ-35 появился в итоге глубокой модернизации СУ-27 - машины с превосходными летными параметрами. Многосторонняя модернизация привела к созданию нового истребителя. Новации коснулись конструкции, оборудования, возможностей и целей.

Начало пути

Прототип СУ-35 "Россия"осуществил свой первый взлет весной 1985 года. Новый самолет сохранил внешнее сходство с СУ-27, однако существенно поменял аэродинамические характеристики.

Описывать вооружения самолета можно только в превосходных степенях. Это и рекордное для истребителей количество ракет - 14. Общая же боевая нагрузка машины составляет 8 тонн.

История

2006 год стал годом выпуска установочной партии машин. Премьерный опытный образец был выпущен уже в 2007 году. Через год начались первые полеты. К марту 2009 года новинка произвела уже сто полетов.

На авиафоруме МАКС-2009 ВВС заключили с производителем контракт на 48 машин до 2015 года. По результатам выполнения контракта военное ведомство страны планирует заключить аналогичный контракт до 2020 года.

В 2010 году появилась информация об итогах предварительных испытаний, которые доказали соответствие машины требуемым параметрам по сверхманевренности и наличию бортового оснащения.

Первые шесть СУ-35С в рамках серийного выпуска Минобороны получило в 2012 году. Спустя 2 месяца стартовали его государственные испытания.

Дальнейшие поступления новинки выглядят так:

  • 2013 год - 12 шт.;
  • 2014 год - 12 шт..

Особенности

Как уже говорилось, истребитель СУ-35 - это подвергнутый модернизации Су-27. Торможение самолета при посадке производится посредством отклонения в стороны рулей направления.

Самолет СУ-35С имеет двигатели АЛ-41Ф1С с управляемым вектором тяги. Разработала двигатель научно-производственная компания «Сатурн». Двигатели соответствуют условиям, которые должны выполняться для самых современных истребителей. Хотя самолет имеет старую систему управления, она позволяет ему двигаться без форсажа со скоростью выше скорости звука.

Ресурс самолета составляет тридцать лет или 6000 летных часов.

Планер

СУ-35, технические характеристики планера у которого аналогичны по устройству с его предшественником СУ-27, по праву гордится своими летными характеристиками.

Его отличие от предшественника состоит в том, что кромка его подвергнута обработке специальными материалами. Кроме того, фонарь кабины имеет особое токопроводящее напыление. При этом нет щитка торможения и горизонтального оперения.

Двигатели

Как и другие блоки, силовая установка претерпела изменения в СУ-35. Технические характеристики двигателей соответствуют требованиям к пятому поколению самолетов.

Помимо основных самолета АЛ-41Ф1С, которых у него два, СУ-35 оборудован дополнительным имеющим мощностью 105 киловатт, ТА14-130-35. Он предназначен для применения в позволяющей запитывать переменным током 200В и 115В потребителей мощностью до 30 кВА и кондиционировать кабину и отсеки.

Технические параметры

  • Экипаж составляет 1 человек.
  • Площадь крыльев достигает 62 м².
  • Угол стреловидности крыльев - 42°.
  • Длина, м - 21,90.
  • Высота, м - 5,90.
  • Размах крыльев составляет 14,75 м.
  • Пустой самолет имеет массу 19 т, рабочая взлётная масса - 25 т, максимальная масса - 34 т, загрузка топлива - 11 т.
  • массой 1520 кг, имеющие форсажную камеру и управляемый вектор тяги, АЛ-41Ф1С. Тяга: 2 × 8800 кгс; на форсаже: 2 × 14 500 кгс.

Лётные параметры

Конструкторы обеспечили сверхманевренность СУ-35. Технические характеристики самолета и его летные параметры приведены ниже:

  • Max скорость на малых высотах - 1400 км/ч.
  • Скорость на больших высотах — 2500 км/ч.
  • Дальность полёта: на высоте 3,6 км - 4500 км, на высоте 200 м - 1580 км.
  • Длина пробега: с парашютом для торможения, нормальной взлетной массой, применением тормозов - 650 м, разбега при полном форсаже — 450 м.
  • Потолок - 20 километров.
  • Скороподъемность - 280 м/с.
  • Нагрузка на крыло: максимальная взлётная масса - 611 кг/м², нормальная - 410 кг/м².

Как мы видим, скорость СУ-35 очень приличная.

Вооружение

  • 12 мест подвески вооружения.
  • Самолет имеет несколько разновидностей вооружения:

    • стрелково-пушечное;
    • ракеты «воздух-воздух» управляемые;
    • неуправляемые ракеты и бомбы;
    • ракеты «воздух-поверхность» управляемые.

    Из стрелково-пушечного вооружения на самолете установлена встроенная автоматическая одноствольная пушка ГШ-301 калибра 30 мм повышенной скорострельности. Пушка размещена на правой половине крыла и имеет боекомплект из 150 патронов.

    Ракетно-бомбовое вооружение СУ-35 расположено на пусковых устройствах, катапультных устройствах и балочных держателях.

    Места для подвески вооружений:

    • консоли крыльев - 6 шт.;
    • законцовки крыльев - 2 шт.;
    • двигатели - 2 шт.;
    • центроплан - 2 шт..

    Из вооружения «воздух-воздух» самолет может нести 8 ракет средней дальности Р-27, имеющих радиолокационные или тепловые головки самонаведения. Еще можно использовать до 10 самонаводящихся ракет РВВ-АЕ с радиолокационными головками или до 6 ракет ближней дальности Р-73, имеющих тепловые головки самонаведения.

    В вооружение «воздух-поверхность» может входить 6 самонаводящихся и С-25ЛД с лазерными головками. Кроме ракет, самолет может быть вооружен корректируемыми бомбами. Для борьбы с кораблями противника используются противокорабельные ракеты Х-31А.

    Неуправляемое вооружение «воздух-поверхность» может достигать 8 тонн. Число бомб может достигать 16 шт.

    Авионика

    СУ-35, технические характеристики РЛС которого обеспечивают ему господство в воздухе, способен обнаруживать цели даже на большой дальности.

    Параметры радиолокационной станции:

    • Диаметр фазовой антенной решетки, см - 0,9.
    • Работает в диапазоне частот - 8-12 ГГц.
    • Угол обзора - 240°.
    • Число приемо-передатчиков - 1772.
    • Рабочая мощность - 5000 Вт.
    • Максимальная мощность - 20000 Вт.
    • Цели обнаруживаются для встречных курсов при площадях рассеяния 3 м² на расстоянии 350-400 км, при эффективной площади рассеяния 0,01 м² — расстояние 90 км.
    • Одновременно обстреливаются 8 целей.
    • Одновременно ведется целеуказание и обнаружение 30 целей в воздухе или 4 на земле.

    РЛС Н035 "Ирбис" способна обнаруживать цели, обладающие площадью рассеяния 3 м² на расстоянии до 400 км. Радиолокационная станция усилена оптико-электронной интегрированной системой и оптико-локационной станцией.

    Помимо уже имеющихся на СУ-35 средств радиоэлектронного противодействия могут быть задействованы станции групповой радиоэлектронной защиты.

    В пилотской кабине установлен голографический индикатор, который находится на лобовом ее стекле, и два дисплея, работающих в режиме многоэкранности.

    Кроме того, имеется комплекс Л-150-35, предупреждающий об облучении.

    Станция оптической локации позволяет сопровождать 4 воздушные цели на расстоянии до 80 километров. Инфракрасные датчики выполняют предупреждение о ракетном нападении.

    Для целей РЭБ истребитель оборудуется контейнерами.

    Боевое оснащение

    СУ-35 имеет на вооружении управляемые ракеты "воздух-воздух". Они могут быть разных видов по дальности и методу наведения. Наземные и надводные цели пилот может поразить ракетами, имеющими телевизионное наведение, авиабомбами управляемого и неуправляемого типа.

    Особенно впечатляет помехозащищенная РЛС самолета. Она дает возможность находить воздушные цепи на расстоянии 400 км. Дальность наземного обнаружения - 200 километров.

    Сравнение с F-35

    Производитель определяет СУ-35 как машину 4++, то есть обладающую рядом свойств, присущих пятому поколению. Возможность сбивать самолеты-стелс дает истребителю его сверхманевренность. У СУ-35 технические характеристикинесколько иные.

    Двигательная установка самолета дает возможность делать сложнейшие маневры. Пилотаж СУ-35 дает возможность выполнять и «кобру Пугачева», и «чакру Фролова».

    Европейские эксперты с некоторой долей скепсиса относятся к сверхманевренности, считая, что в реальном бою малая заметность намного более важна, чем повышенная маневренность. Стелс - характеристика, которой истребитель обладает изначально. Многие эксперты считают, что соответствие требованиям малозаметности было главным требованием заказчиков F-35. Раз он обладает малой заметностью, ему не нужна высокая маневренность.

    Однако, с другой стороны, несмотря на большое значение стелс-технологий для истребителя, она не является плащом-невидимкой. Знания о ведении воздушных боев постоянно обновляются. Военные и послевоенные самолеты первых поколений в качестве приоритетных задач использовали высоту, высокую скорость, маневренность и боевую мощь. У следующих поколений требования несколько изменились: главной стала скорость СУ-35, далее - маневренность.

    Эксперты очень высоко оценили маневры, выполнявшиеся истребителем СУ-35 на авиасалоне в Париже. Однозначной победы в воздухе они, конечно, не означают, но траектория полета, которую невозможно предсказать, способна вызвать сбои программ наведения ракет неприятеля. При этом сам СУ-35 способен выпустить ракеты небольшой дальности с максимальной вероятностью поражения самолета неприятеля.

    F-35 в максимальной степени является зависимым от своей малой заметности и старается избегать столкновений в ближнем воздушном бою («поножовщина» ему противопоказана). Ближний бой дает существенные преимущества СУ-35. Российская машина имеет большой арсенал вооружений, высокую дальность полета. Но главный конек СУ-35 - его сверхманевренность, о которой слагают легенды. Данная характеристика превратилась в визитную карточку этих самолетов. Стоимость СУ-35 для российских Вооруженных сил - примерно 40 млн долларов.

    Покупатели СУ-35

    В скором времени возможен заказ от Минобороны на эти истребители. Помимо этого, самолетами интересуются еще четыре зарубежных заказчика.

    Самолеты могут быть поставлены в Китай, Вьетнам, Венесуэлу и Индонезию. В Китай могут быть поставлены 24 единицы. Еще 60 самолетов ожидают остальные страны.

    До 2020 года количество выпущенных машин может быть доведено до 96 единиц. В настоящее время заканчивается выполнение контракта на 48 истребителей для российских ВВС. В прессе сообщалось, что планируется заказ добавочной партии машин.

    Выводы

    Таким образом, можно заключить, что СУ-35 - необычайно эффективная машина. Возможно, лучшая из созданных в России. При этом оценить перспективы СУ-35 в борьбе с Raptor без их столкновения в реальном бою очень сложно, поскольку неизвестно, что перевесит, стелс и электронная начинка или сверхманевренность.

    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений