Ситуационное моделирование в управлении проектами. Моделирование управленческих решений

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

1. Постановка задачи ситуационного управления (философия ситуационного подхода)

Ситуационное моделирование – отрасль системно-аналитической деятельности, переживающая второе рождение в современном мире.

Первое воплощение – чисто научное – состоялось несколько десятилетий назад в отношении объектов и задач, более “романтических”, чем практических: моделирование мышления, игровых стратегий, моделирование роста или многофакторного поведения. Объекты определялись как “сложные”, т.е. такие, по отношению к которым невозможно строгое функциональное или исчерпывающее “матричное” (путем перебора всех значений параметров) описание, подводящее их под класс “декартовских” объектов с линейной каузальностью. Указание на “вложенность” систем одной в другую (декомпозиция) имело значение более философское (гносеологическое), нежели формальное, математическое. Однако все это постепенно обретало строгое научное обоснование в лице кибернетики, теории множеств, математических теорий представления нелинейных процессов и теории катастроф.

Ситуационное моделирование опирается на строгость теоретических подходов, но дополнительно содержит средства варьирования условиями “вопреки” формальным ограничениям. С чисто технической точки зрения последнее дополнение как инструмент моделирования появилось именно в последние годы благодаря развитию компьютерных приложений (объектно-ориентированное программирование, case-технологии, графический интерфейс и другие средства визуализации). В ответ на развитие этих возможностей подтягивается тот или иной теоретически оформленный аппарат: вероятностное моделирование, нечеткая логика … Так что ситуационное моделирование при всей первоначальной “мечтательности” (заявлено как попытка представить сложные процессы в категориях нормального человеческого языка, языка ситуаций в противовес безусловно уважаемому, но сложному для привязки к конкретным ситуациям языку интегро-дифференциального исчисления) – ситуационное моделирование становится и более возможным, и более корректным с точки зрения строгой теоретической обоснованности.

Наконец, последнее замечание применительно к задаче целостного представления объектов,- заключается в том, что сознательно поставленная задача ситуационного моделирования уводит потребителя модели (в коммерческом приложении – руководителя предприятия) в “виртуальную реальность”: предлагается "проиграть" ситуации. Сыгранные сценарии не обязаны воплотиться, но могут предостеречь – и в этом их безусловная полезность.

Способ реализации ситуационного моделирования – совокупность интеллектуально организованных рабочих мест с автоматизированными операциями закачки и пополнения информации (включая конверторы данных) , процедурами построения моделей, анализа ситуации, прогона моделей, графического представления проигранных сценариев.

Ситуационное моделирование - это один из подходов к моделированию. Помимо ситуационного моделирования также существуют , .

Процесс моделирования можно разделить на две составные части: проектирование системы (modeling) и симулирование модели (simulate). Термин имитации сознательно не используется, так как обычно он связан с . Результатом проектирования является модель, представленная на соответствующем языке описания (представления) знаний, основным элементом которого является понятие .

Необходимость использования ситуационного подхода для моделирования и управления определяется следующими свойствами сложных систем: [Поспелов, 1986; Клыков, 1980]

  1. Уникальность .Каждый объект обладает такой структурой и функционирует так, что система управления им должна строиться с учетом всех его качеств и к нему нельзя применить какую-либо стандартную типовую процедуру управления.
  2. Отсутствие формализуемой цели существования . Не для всех объектов можно четко сформулировать цель их существования.
  3. Отсутствие оптимальности. Следствием первых пунктов является неправомочность постановки классической задачи оптимизации.Из-за отсутствия цели существования (в рамках теории управления) для рассматриваемых объектов нельзя построить объективный критерий управления. Критерий управления становится субъективным, целиком зависящим от лица, принимающего решение (ЛПР).
  4. Динамичность . С течением времени структура и функционирование объектов изменяется.
  5. Неполнота описания . Как правило, коллектив экспертов, знающих объект управления, не в состоянии сразу сформировать такую информацию, которой бы заведомо хватило для создания системы управления объектом.
  6. Значительное количество субъектов . Во многих объектах управления люди являются элементами их структуры. Их индивидуальное поведение практически невозможно учесть при создании системы управления, и требуются специальные приемы для нейтрализации их воздействия на функционирование объекта управления.
  7. Большая размерность . Сложная система, характеризуется большой размерностью, что не позволяет осуществлять ее имитационное моделирование за короткие сроки.
  8. Неформализованная информация . Часто для принятия решения необходимо учитывать плохоформализуемые понятия.

2. Методы ситуационного моделирования

Для описания ситуаций используются семиотические (ситуационные) языки и модели, среди которых можно выделить следующие ос- новные подходы:

  • дискретные ситуационные сети (ДСС);
  • RX -коды;
  • логика предикатов;
  • универсальный семантический код.

Ситуационная сеть представляет собой сложную семантическую сеть. Каждая ситуация описывается ориентированным графом (сетью), а для представления вложенности ("ситуации ситуаций") используются гиперграфы, т.е. некоторый фрагмент семантической сети, определяющий ситуацию, может рассматриваться как одна вершина сети. На заре понятие гиперграфа не использовалось, вместо этого каждый автор вводил заменяющие обозначения.

RX-коды представляют собой язык бинарных отношений и имеют в качестве ядерной конструкции запись следующего вида: x 1 =x 2 r 2 x 3 , где x i - объект или ; r i - отношение.

Универсальный семантический код использует в качестве ядерной конструкции тройку SAO, которая соответствует субъекту S, совершающему действие A над объектом O.

Для реализации в ЭВМ семиотических языков используют языки представления знаний. Наиболее близким подходом к описанию семиотических конструкций является семантическая сеть. Однако сети очень медлительны при использовании операций поиска, поэтому конструкции часто представляют с помощью логики предикатов [Девятков,2001], фреймов [Поспелов, 1990] и продукций [Гаврилова, 2001].

Нельзя не отметить, что методы представления знаний в ситуационных системах и имитационного моделирования . В роли вершин сети выступают ситуации. Если применить сети Петри, то вершинами (позициями) будут ситуации, а переходами - события.

Особо можно выделить методы визуализации ситуаций. Они направлены на решение задач оптимального отображения информации на мониторах (сценарные методы [Богатырев, 2002], метод абстрактной карты) и декомпозиции изображений по срезам ситуационной модели. В работе [Исаев, 1994] представлен адаптивный язык визуализации.


Ссылки: : Данная статья планируется как первая публикация из серии статей, посвященных интеллектуальному управлению проектами.
В публикации будут кратко рассмотрены вопросы имитационного моделирования управления проектами (УП) и интеллектуализации УП.

Предполагается, что читатель поверхностно знаком с теорией управления проектами и системным анализом, а так же возможно с проектированием информационных систем. Углубленные знания по всем или одному из направлений могут вызвать непреодолимое желание написать комментарий, что приветствуется!… или запустить в автора чем-нибудь тяжелым…
Итак, приступим.

1. Модель проекта

В соответствии с PMBoK 5 (1) выделяют несколько областей знаний управления проектами (все их мы затрагивать не будем). В каждой из областей проект рассматривается с разных сторон, выделяются всевозможные сущности/объекты, методы управления и их влияние на проект, как на способ организации работы для достижения конкретной цели или решения задачи. Здесь мы лишь кратко опишем типичные объекты, которые можно выделить при управлении проектами, их характеристики, взаимосвязи, а так же общую механику имитационного моделирования и соответствие её жизненному циклу проекта.

Типичные объекты и их характеристики
Проект обладает следующими характеристиками: руководитель, наименование, тип, планируемая дата начала, фактическая дата начала, планируемая дата окончания, фактическая дата окончания, текущее состояние жизненного цикла, начальный баланс проекта, текущий баланс проекта.
Расчетные или определяемые на основании других объектов характеристики: команда проекта, процент выполненного объема работ, отставание или опережение по объему выполненных работ, отставание или опережение по срокам, планируемая стоимость.
Задача/Работа – здесь указываются схожие характеристики с проектом, к которым добавляются следующие: приемщик, ответственный исполнитель, тип выполняемой работы, проект, место, процент готовности.
Расчетные или определяемые на основании других объектов характеристики: последовательность выполнения внутри проекта, состав исполнителей, история изменения состояния, стоимость выполнения задачи/работы.
Материальный ресурс (основные средства): тип объекта, дата постановки на учет, дата ввода в эксплуатацию, название, балансовая стоимость.
Расчетные или определяемые: амортизация, текущее состояние, где задействован сейчас, расписание использования.
Расходуемый ресурс (сырье, запасные части): тип ресурса, начальные запасы, место расположения, дата поставки, срок годности.
Расчетные или определяемые: текущие запасы, интенсивность расходования
Персонал : ФИО, постоянное размещение.
Расчетные или определяемые: доступность для работы, совместимость с другими сотрудниками, текущее размещение на время выполнения работы, где задействован, расписание работы.
Риск : вероятность возникновения, цена ущерба, описание, продолжительность влияния, индикатор срабатывания риска.
Расчетные или определяемые: мероприятия по устранению последствий, мероприятия по недопущению возникновения или уклонению, стоимость, сроки реализации.

Взаимосвязи и зависимости
Проект--задача – выполняются в ограничениях сроков проекта.
Задача--задача – могут иметь иерархическую связь (вертикальную), могут иметь связь в виде указания последовательности выполнения (горизонтальную).
Материальный ресурс--задача – привязывается через отношение расписания к задаче с указанием расписания использования.
Расходуемый ресурс--задача – привязывается через отношение расписания к задаче с указанием необходимого запаса для ее выполнения.
Персонал--задача – могут быть задействованы в рамках нескольких задач, для чего указывается расписание работ и процент использования в задаче.
Риск--[Объект] – при указании взаимосвязи с [Объектом] указывается вероятность возникновения.
Разумеется это не полный перечень объектов.

Механика
Каждый такт моделирования соответствует фиксированному времени – 1 день/час выполняемого проекта. Для этого примем все сроки, и интервалы в проекте - кратными величине 1 день/час. Схема цикла моделирования изображена далее:


Цикл моделирования заключается в следующем:

  1. Устанавливаются начальные значения для проекта для симуляции. Создается проект, подготавливается расписание проекта, дерево рисков. На этом этапе так же доступны функции интеллектуальной поддержки управления проектами, но этот шаг не может быть выполнен без ЛПР.
  2. Итерация начинается с определения действующих значений.
  3. Выполнение такта. Каждый такт моделирования выполняются следующие операции:
    • расходуются ресурсы по задачам,
    • проверяется вероятность отказов (рисков),
    • выполняется определенный объем работ из перечня работ по проекту,
    • выполняются финансовые операции по проекту.
  4. Сохраняются рассчитанные значения для определенного такта
  5. Проверка условий завершения моделирования.
  6. Завершение моделирования и вывод результатов (аналитических, агрегированных и подробных значений по шагам моделирования). При окончании моделирования сохраняются последние (итоговые) значения и причины прекращения моделирования.
  7. Выдача пользователю (или лицу, принимающему решения - ЛПР) информации о состоянии проекта без использования оптимизаций, модулей аналитики и поддержки принятия решений. От пользователя необходима реакция на текущее состояние (при необходимости) или продолжение моделирования.
  8. Оценка управленческих решений пользователя на основе текущих значений, а так же ретроспективы их изменения и принятых пользователем управленческих решений с применением алгоритмов оптимизаций, модулей аналитики и поддержки принятия решений.
В соответствии с жизненным циклом проекта будем различать:
  • инициализация и планирование проекта – 1 шаг
  • реализация проекта – 2-5, 7 и 8 шаг цикла
  • завершение проекта – 6 шаг

Общие замечания
Все данные промежуточных шагов симуляции сохраняются и накапливаются в пределах текущей симуляции. При дальнейшей работе оптимизационных алгоритмов (на 8 шаге цикла симуляции) могут использоваться данные как текущей, так и предыдущих завершенных симуляций (с поправкой на результат завершения симуляции).
При нескольких одновременно выполняемых работах проекта симуляция для них выполняется как бы параллельно (т.е. симулируется одновременное выполнение), в случае отсутствия разногласий по используемым ресурсам.
При нескольких сотрудниках/типах ресурсов моделирование выполняется для каждого из них параллельно (т.е. расходуются одновременно), в случае отсутствия разногласий по используемым ресурсам.

2. Технологии реализации



Основные рассматриваемые вопросы:
  • хранение структуры данных проекта в БД
  • интерфейс для взаимодействия пользователя со структурой БД
  • средства реализация сервера симулятора
  • интерфейс для взаимодействия между БД и сервером симулятора
  • хранение нейронной сети и промежуточных шагов итерации симулятора
  • взаимодействие между интерфейсом приложения и нейронной сетью
Как несложно заметить объекты проекта и связи между ними легко представить в виде отношений реляционной БД и хранить в таком виде тоже не сложно, т.е. будет достаточно реляционной БД – MySQL, например.
Для разработки интерфейса выберем фреймворк Yii 2 (и соответствующий стек технологий – PHP, HTML и т.д.).
Реализация сервера симуляции – Node.js
Реализация нейронной сети для Node.js, например -
Взаимодействие с frontend (Yii2) и Node.js - github.com/oncesk/yii-node-socket
Остается открытым вопрос о формате хранения самой нейронной сети, на которую накладываются следующие требования:
  1. Отражение свойств нейронной сети (взаимосвязи, веса связей и т.д.)
  2. Безопасный доступ (исключить непосредственное влияние пользователя на сеть)
  3. Возможность обучения сети.

3. Логика управления

Для каждой из областей знаний управления проектами существуют постановки задач и описанные математические способы их решения, с которыми автор поверхностно знаком. В зависимости от модели управления знание этих правил и способов решения задач должны перераспределяться между системой и пользователем. Модели управления выделены следующие: (1)
  1. управление с уведомлениями – система не воздействует на объект (проект), но отображает уведомления об изменениях показателей и возможности выполнения действий (принятие решений и максимум знаний требуется от ЛПР).
  2. интерактивное управление – система предлагает управляющие воздействия, но решение остается за ЛПР (принятие решений остается за ЛПР).
  3. эвристическое управление – система принимает решения и выполняет некоторые воздействия самостоятельно (ЛПР исключается из процесса управления).
Реализация самого управления заключается в мониторинге и анализе совокупности характеристик проекта и оценке их отклонения от «нормальных» для данного времени, с учетом динамики их изменения. Управляющие воздействия подбираются на основе полученных данных (т.е. при наличии соответствия такой комбинации характеристик какого-либо воздействия), а так же анализируются схожие проекты со схожими ситуациями и принятые в них решения. В соответствии со степенью или уровнем отклонения могут применяться те или иные способы воздействия:
  1. Перераспределение ресурсов между задачами;
  2. Перераспределение трудовых ресурсов между задачами;
  3. Изменение расписания выполнения задач;
  4. Планирование закупок;
  5. Уклонение или принятие мер по ликвидации последствий рисков.
Для способов воздействия важны такие характеристики: степень соответствия ситуации, продолжительность реализации, стоимость реализации, возможное время начала реализации. Для определения применимого способа воздействия важно:
  1. Указанные экспертами характеристики.
  2. Наличие информации в накопленной базе выполненных проектов.
Данные механизмы логично строить с применением нейронных сетей и нечеткой логики. Использовать эти алгоритмы можно как на этапе инициализация и планирование проекта, так и на этапе его реализации. Возможно выполнение анализа – как изменяться характеристики после применения управляющего воздействия.

4. Интеллектуализация имитации

Т.о. на этапе выполнения такта возможно полное исключение ЛПР из процесса управления. Что же для этого необходимо? Для моделирования событий нужны уточнения некоторых характеристик (приближенные). Для выполнения управляющих воздействий система должна «знать» некоторую дополнительную информацию относительно предметной области, например:
1. Перераспределение ресурсов между задачами.
  • взаимозаменяемость ресурсов – можно задать таблицами-матрицами соответствия;
  • вероятность выхода из строя ресурсов – указывается вероятность в диапазоне от Xmin до Xmax;
  • возможность параллельного использования несколькими исполнителями – как логическое свойство задачи.
2. Перераспределение трудовых ресурсов между задачами.
  • взаимозаменяемость и несовместимость персонала – можно задать таблицами-матрицами соответствия;
  • производительность трудовых ресурсов – как расчетное значение на основе данных о: опыте работы, возрасте, повышении квалификации и т.п.
  • соотношение типов выполняемой работы и требуемых для ее выполнения навыков – аналогично решается матрицами;
  • вероятность невыхода трудовых ресурсов (вероятность болезни) – указывается вероятность в диапазоне от Xmin до Xmax;
  • возможность параллельного выполнения одной работы несколькими исполнителями – как логическое свойство задачи.
3. Изменение расписания выполнения задач.
  • возможна ли приостановка задачи, или выполнение должно быть непрерывным – как логическое свойство задачи;
  • входит ли задача в «критический путь» (т.е. сроки ее выполнения непосредственно влияют на сроки завершения проекта) – определяется системой «налету».
4. Планирование закупок.
  • интенсивность расходования ресурса – определяется системой «налету».
  • возможность закупки необходимого оборудования - как логическое свойство задачи.
5. Уклонение или принятие мер по ликвидации последствий рисков.
  • вероятность отказов оборудования – указывается вероятность в диапазоне от Xmin до Xmax;
  • возможные варианты уклонения и ликвидации последствий – решается матрицами или списками соответствия (с указанием степени соответствия).
Это не исчерпывающий список задач. Здесь так же необходимо отметить тот факт, что универсального решения для любого проекта быть не может и, что хорошо для одного проекта – для другого смерть. Т.о. необходимы определенные ключевые характеристики, их совокупности, и их значения, которые позволяли бы типизировать и классифицировать, подбирая схожие проекты для обучения системы, например:
  • типы задействованных ресурсов;
  • типы поставленных задач;
  • квалификация и умения задействованного персонала;
  • размер бюджета;
  • продолжительность проекта;
  • успешность проекта;
  • количество участников и т.д.
Далеко не последнюю роль будет играть фактор неопределенности как характеристик описанных выше, так и характеристик самого проекта.

5. Многоагентность

Как было отмечено выше, разногласия по использованию ресурсов могут быть как внутри проекта между задачами, так и между разными проектами, использующими одни и те же ресурсы. Для упрощения работы с ресурсами мы выделим агента, которого назовем «Арбитр ресурсов». Именно к нему будут обращаться агенты «Проекты» за необходимыми ресурсами, что даст возможность перераспределять даже зарезервированные ресурсы в зависимости от важности (критичности) выполняемых задач или проектов.

Заключение

Что даст такое имитационное моделирование или симуляция управления проектом? Ответ прост:
  1. управление с уведомлениями - можно использовать как тренировку или тестирование ЛПР на знание определенных принципов или умение решать задачи связанные с управлением проектами.
  2. интерактивное управление - отработка некоторых практик и проверка их на модели. Что даст возможность изменить модель для соответствия ситуации или наоборот оценить владение методами решения задач УП самому ЛПР (самопроверка).
  3. эвристическое управление - возможность большого количества запусков симуляции и накопление определенного опыта (данных) об этих симуляциях для их дальнейшего анализа.
Однако сама имитация и симуляция - не конечная цель. В результате накопления достаточно точных простых и сложных моделей в базе симуляции, разработки и отладке поведения имитационной модели и модулей, осуществляющих интерактивное взаимодействие и эвристическое управление (без ЛПР), возможно использование накопленных правил и алгоритмов для управления (или интеллектуальной поддержки управления) реальными проектами (3).
Реализация такой системы в виде SaaS решения, с привлечением некоторого количества участников, позволит получить доступ к опыту работы (обезличенному) других участников (с возможностью обучения системы).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Метод ситуационного моделирования в принятии управленческих решений

Ситуационное моделирование опирается на модельную теорию мышления, в рамках которой можно описать основные механизмы регулирования процессов принятия решений. В центре модельной теории мышления лежит представление о формировании в структурах мозга информационной модели объекта и внешнего мира. Эта информация воспринимается человеком на базе уже имеющихся у него знаний и опыта. Целесообразное поведение человека строится путем формирования целевой ситуации и мысленного преобразования исходной ситуации в целевую. Основой построения модели является описание объекта в виде совокупности элементов, связанных между собой определенными отношениями, отображающими семантику предметной области.

Моделирование сложных экономических, политических, социальных ситуаций с обратными связями и большим числом управляющих параметров требует специализированных инструментальных пакетов, включающих внутренний язык описания моделей, средства численного интегрирования, оптимизаторы и развитый интерфейс.

Сегодня одним из эффективных способов анализа критических ситуаций, а также функционирования сложных организационно-технических комплексов являются системы ситуационного моделирования.

Осуществление формирования стратегии предприятия на основе использования методов ситуационного моделирования предполагает реализацию ряда этапов:

Обоснование формирования стратегии на основе стратегического анализа реальных условий функционирования промышленного предприятия;

Разработку и использование определенного вида моделей или их совокупности для формализованного описания ситуаций;

Моделирование развития ситуаций при различных сценариях изменений во внешней и внутренней средах предприятия;

Привлечение к процессу моделирования ситуаций как можно большего числа руководителей, специалистов и исполнителей.

Традиционно считается, что ситуационный подход должен использоваться лишь при решении текущих организационных проблем. Но формирование стратегии развития предполагает учёт сложившихся на текущий момент обстоятельств, внутренней и внешней среды предприятия и других факторов. Это позволяет сделать заключение о целесообразности применения ситуационного подхода в исследуемом случае.

Ситуационное моделирование позволяет решать такие задачи, как мониторинг данных, анализ тенденций развития ситуации, прогнозирование и моделирование поведения на стратегическом и оперативном уровнях. Системы ситуационного моделирования являются универсальным инструментом управления и поддержки принятия решения в крупнейших организациях, органах государственной власти и других различных компаниях. Важнейшим компонентом здесь являются средства динамического (имитационного) моделирования, позволяющие просчитать возможные последствия разных вариантов развития событий. В процессе ситуационного моделирования используются методы оптимизации для поиска наилучшего решения, оценки рисков, прогнозирования и проведения деловых игр.

В последние годы активно развиваются технологии «обнаружения знаний в базах данных» (knowledge discovery in databases - KDD). На основе технологии KDD разработано большое количество программных продуктов, пригодных для решения информационно-познавательных задач. Элементы автоматической обработки и анализа данных становятся неотъемлемой частью концепции «хранилищ данных» (data mining). Наибольшее значение могут иметь текстово-аналитические системы (ТАС), позволяющие извлекать и анализировать необходимые для принятия решений знания из крупных информационных массивов.

Программные средства управления документами и извлечения знаний, а также мощные построители отчетов позволяет агрегировать в едином рабочем пространстве элементы различных описаний и предоставить взгляд на проблему одновременно с разных точек зрения. В специальном звене ситуационного центра организуется мониторинг и визуализация ключевых параметров, извлечение неявных знаний из текстов и данных, а также генерация и публикация отчетности. Благодаря реализации вышеперечисленных функций появляются возможности организации компьютерной обработки данных не от приложения к приложению, а от одной проблемы к другой, что позволяет построить единую систему принятия коллективных решений.

Чтобы дать определение ситуационной системы, необходимо предварительно разобраться с понятием ситуации . Само слово используется повседневно в самых различных аспектах и порой не отделимо от таких понятий как состояние, событие, процесс, положение и т.д. Основоположники ситуационного управления Клыков [Клыков, 1974а] и Поспелов в своих ранних работах явно отождествляют ситуацию с состоянием. Под ситуацией (дискретной совокупностью) понимается множество транзактов (оперативных элементов), расположенных в определенных точках статической системы [Поспелов, 1972]. Позднее авторы расширяют понятие, добавляя в него информацию о связях между объектами: "текущая ситуация -- совокупность всех сведений о структуре объекта и его функционировании в данный момент времени " [Поспелов, 1986]. Все сведения подразумевают также причинно-следственные связи, которые могут выражаться множеством последовательных событий или процессов. В этом смысле ситуация кардинально отличается от состояния и события, которые могут соответствовать только одному моменту времени.

Рис. 1 - Классификация ситуаций.

Некоторые авторы, пытаясь отделить ситуацию от состояния, рассматривают ее как синоним слова взаимосвязь . Другие исследователи этого вопроса представляют ситуацию как некое обобщающее понятие. На рис.1. приведена классификация ситуаций.

Такой подход является довольно спорным и противоречивым, но, тем не менее, указывает основные элементы, которые могут быть использованы для определения ситуации. Исходя из этого, можно выделить два важных свойства ситуации: множественность и неоднородность исходных данных . Важно отметить, что ситуация всегда представляет собой некую оценку (анализ, обобщение) множества данных. Более того, эта оценка является субъективной, т.к. она зависит от средств и методов обобщения конкретного человека (человеко-машинной системы).

Суммируя все приведенные формулировки, ситуацию можно определить следующим образом: Ситуация системы есть оценка (анализ, обобщение) совокупности характеристик объектов и связей между ними, которые состоят из постоянных и причинно-следственных отношений, зависящих от произошедших событий и протекающих процессов .

Обобщенное описание (отображение) системы с помощью ситуаций называется ситуационной моделью (СМ). В связи с этим все ситуационные системы можно называть системами ситуационного моделирования (ССМ). Сокращенное название этого класса систем более благозвучно, чем "СС", и отличается от часто используемых аббревиатур таких терминов как семиотическая система, семантическая и ситуационная сети.

Довольно часто СМ ошибочно называют имитационной, приравнивая тем самым ситуационное моделирование к имитационному. Если система только отображает информацию, и понимание ситуации складывается исключительно у субъекта, то она (система) не отличается от следящих систем. Любую программу, где создается модель, или устройство, которое транслирует реальные объекты, можно назвать ССМ, СЦ или ситуационной комнатой.

Для сужения класса рассматриваемых систем введем следующее определение: под ССМ понимается комплекс программных и аппаратных средств, которые позволяют хранить, отображать, симулировать (имитировать) или анализировать информацию на основе СМ .

Дать четкое определение термину «ситуационный центр» (СЦ) довольно сложно. В самом общем виде ситуационным центром (комнатой или залом) можно назвать помещение, где наблюдается текущая или анализируется возможная ситуация . Однако при таком подходе любую комнату, в которой находится наблюдатель и телевизор, передающей новости о ситуации в стране, можно считать ситуационным залом. Если, в комнате имеется еще радио, телефон, факс, компьютер и географическая карта, то помещение можно назвать персональным СЦ.

СЦ можно разделить на внешние и внутренние . Внешние СЦ служат технической или информационной средой, необходимой оперативному персоналу для оценки ситуации. Внутренние СЦ оперируют понятием ситуации на уровне отображения, моделирования, анализа или управления. Фактически внутренние СЦ автоматизируют обработку самой ситуации, а внешние -- исходных данных, необходимых для ее выявления и анализа. Для дальнейшего рассмотрения примем следующее определение СЦ (внутреннего):

СЦ -- совокупность программно-технических средств, научно-математических методов и инженерных решений для автоматизации процессов отображения, моделирования, анализа ситуаций и управления.

СЦ -- совокупность различных ССМ, научно-математических методов и инженерных решений для автоматизации процессов управления.

Структура СЦ как любой АСУ включает различные виды обеспечения (программное, техническое, лингвистическое и т.д.). СЦ имеет 4 основных уровня: научно-математический, инженерный, программный и технический . Научно-математический уровень представляет собой совокупность научных теорий, методов, алгоритмов, исследований и разработок, необходимых для реализации других уровней. Он позволяет обосновать целесообразность создания СЦ, определить эффективность его функционирования, интегрировать разнородные компоненты, осуществлять правильное и своевременное исправление ошибок.

Инженерный уровень представляет собой конкретные решения в выборе и разработке аппаратно-программных средств. Он включает в себя необходимые технологические и конструкторские расчеты, модели технических устройств и помещений, спецификации программ, алгоритмы работы и т.д.

Программный и технический уровни содержат соответствующее обеспечение, необходимое для реализации поставленных на верхних уровнях задач и функций. Уровни включают в себя следующие обязательные компоненты:

-- измерительная (сенсорная среда);

-- информационная (ситуационная или имитационная) модель среды;

-- среда информационной поддержки;

-- среда аппаратной поддержки;

-- среда визуализации;

-- оперативный состав.

Под измерительной (или сенсорной) средой СЦ понимается совокупность аппаратно-программных средств, служащих для получения информации о состоянии проблемной среды. Это могут быть антенные системы, каналы связи, видео- и аудио-передачи, датчики и т.д. Главная задача измерительной среды -- обеспечить адекватность информационной модели СЦ некоторому выбранному фрагменту реального мира.

Информационная (ситуационная или имитационная) модель среды представляет собой совокупность как минимум следующих компонентов [Гасов, 1990]: тематической составляющей, определяющей совокупность моделируемых понятий проблемной среды; пространственной составляющей, задающей пространственные отношения между объектами модели; графической составляющей, задающей отображение объектов модели в множество графических условных знаков (графических примитивов). постановление управленческий решение хранилище

Среда информационной поддержки -- это совокупность программ и информационных потоков, обеспечивающих функционирование информационной модели и среды визуализации СЦ. В первую очередь сюда входят ССМ, экспертные системы и системы имитационного моделирования. Характерной чертой любого СЦ является привязка ситуационной модели к местности, поэтому в состав могут входить геоинформационные системы. Например, в докладе [Фридман, 1999] рассматривается система поддержки принятия решения с использованием ситуационного моделирования на базе ГИС. Для оценки развития ситуаций могут быть использованы системы прогнозирования на базе нейронных сетей и генетических алгоритмов. Эффективность представления графической и текстовой может достигаться за счет использования фрактальной и когнитивной графики.

Среда аппаратной поддержки -- это совокупность технических вычислительных средств, обеспечивающих функционирование среды информационной поддержки СЦ: ЭВМ, оргтехника, сетевое оборудование и т.д.

Среда визуализации -- это совокупность экранов коллективного и индивидуального пользования, обеспечивающих информационный и командный интерфейс между человеком оператором и аппаратно-программной средой СЦ.

Оперативный состав -- это коллектив специалистов, имеющий собственную внутреннюю организационную структуру. Цель оперативного состава -- обеспечить решение совокупности штатных задач СЦ на основе анализа информационной модели ситуации реального мира, формируемой аппаратно-программной средой системы.

2. Этические основы подготовки управленческих решений. Моральное решение

Процесс принятия управленческого решения неразрывно связан с его информационным обеспечением. В рыночной экономике независимые, самостоятельные производители товаров и услуг, а также все те, кто обеспечивает непрерывность цикла «наука - техника - производство - сбыт - потребление» не смогут успешно действовать на рынке, не имея информации. Предпринимателю нужна информация о других производителях, о возможных потребителях, о поставщиках сырья, комплектующих и технологии, о ценах, о положении на товарных рынках и рынках капитала, о ситуации в деловой жизни, об общей экономической и политической конъюнктуре не только в собственной стране, но и во всем мире, о долгосрочных тенденциях развития экономики, перспективах развития науки и техники и возможных результатах, о правовых условиях хозяйствования и т. п.

Причины существования различных подходов к проблеме выбора решения и его рациональности могут быть найдены только тогда, когда понятно, что раз принятие решения в управлении -- это систематизированный процесс, то системность этого процесса должна являться функцией влияния какого-то фактора, который выступает в качестве основы или фундамента, над которым строятся все эти подходы -- экономические, социальные, поведенческие и т. д. Если предположить, что процесс принятия решения состоит из четырех фаз: мотивация разработки решения; технология и механизм разработки решения; выбор решения (волевой акт -- мотивация); результаты решения (последствие выбора -- заранее мотивированы), то исходной точкой при этом является мотивация. Однако мотивация в психологическом понимании не что иное, как обусловление волевых действий определенными побудительными причинами.

Вопрос об ответственности за принятие управленческих решений возлагает тяжелое материальное, моральное и политическое бремя на принимающих решение. Однако ответственность в данном контексте переплетена с понятием собственности или точнее с владением правами собственности, будь она прямой (как в частной организации) или косвенной (как в случае с коллективными или общественными организациями). А власть и ее иерархии в экономической организации неотделимы, как известно, от права собственности.

Этические проблемы часто возникают в менеджменте. Они выходят далеко за рамки обычно обсуждаемых проблем взяточничества, сговора, и воровства, проникая в такие области как корпоративные заимствования, политика, маркетинг, и капиталовложения.

«Правильно», «верно» и «справедливо» -- этические понятия. Они выражают суждение относительно поведения людей, которое считается справедливым. Мы считаем, что существуют правильные и неправильные способы поведения в отношении других людей, верные и неверные действия, справедливые и несправедливые решения. Эти убеждения -- наши моральные нормы. Моральные нормы бывают разные у разных индивидуумов, поскольку ценности, на которых эти нормы основаны также разные; и никто не может с уверенностью сказать, что данная моральная норма правильна, или неправильна, при условии, что данная норма действительно отображает наши обязанности перед другими членами сообщества, а не только выгодна нам. Проблема состоит в том, что довольно трудно, даже в самой простой ситуации, провести различие между «нами» и «другими» и между «выгодами» и «обязанностями», и особенно трудно провести это различие в менеджменте. Почему? В бизнес всегда вовлечены различные группы людей -- менеджеры на различных уровнях и с различными функциями, рабочие с различными навыками и степенью подготовки, поставщики различных материалов, дистрибьюторы различных изделий, кредиторы различных типов, акционеры различных холдингов, и граждане различных сообществ, государств, и стран -- и выгода для одного может служить отрицанием обязанностей в отношении других конкретных групп людей.

Этические дилеммы в действительности являются и управленческими дилеммами, поскольку они являют собой конфликт между экономической деятельностью организации (измеряемой доходами, затратами, и прибылью) и социальным отражением ее деятельности (проявляющейся в обязательствах перед людьми как внутри, так и вне организации). Характер этих обязательств, конечно, можно толковать по-разному, но чаще всего они включают в себя мероприятия по защите лояльных организации служащих, создание конкурентоспособных рынков и производство полезных и безопасных для членов сообщества изделий и услуг.

При детальном исследовании относительно незначительной проблемы, с которой сталкивается взволнованный менеджер, пытаясь понять природу вышеозначенной этической дилеммы, можно выделить пять заключений относительно сложности управленческой этики:

1. Большинство этических решений имеют самые широкие последствия.

Результаты управленческих решений и действий не ограничиваются последствиями первого уровня. Наоборот, их результаты распространяются на все общество, и это распространение составляет суть этической дилеммы: решения менеджеров имеют воздействие на других людей -- как в пределах организации, так и в пределах общества -- которые находятся вне их контроля, но тем не менее должны учитываться во время принятия решений. Взятки изменяют государственные процедуры. Загрязнение окружающей среды воздействует на здоровье членов сообщества. Использование опасных материалов может разрушить жизнь отдельно взятого человека. Здесь присутствует дилемма -- ведь большинство людей признает широкие последствия управленческих действий. Дилемма же проистекает из существования многократных альтернатив, смешанных результатов, сомнительных случаев и персональной причастности, которые усложняют процесс принятия решений, ведущих к вышеуказанным действиям.

2. Большинство этичных решений имеют многократные альтернативы.

Обычно считается, что этические проблемы в менеджменте в основе своей дихотомичны -- выбор между «да» и «нет» и никаких других альтернатив. Должен менеджер платить взятку или нет? Фабрика должна загрязнять воздух или нет? Компания должна производить опасные изделия или нет? Хотя дихотомическая структура представляет этические проблемы в остром контрасте, это не отражает точно управленческую дилемму. Как показывают многочисленные примеры, в принятии этического выбора должны учитываться многократные альтернативы.

3. Большинство этических решений имеют смешанные результаты.

Обычно считается, что этические проблемы в менеджменте в значительной степени являют антитезу финансовым доходам и социальным затратам. Оплатите косвенную взятку, но сохраните коммерческий объем импортируемых товаров через моментальную поставку. Причините некий вред воздушной или водной среде, но избежите лишних затрат на монтаж и работу очистных сооружений. Разработайте некое опасное для человека изделие, но уменьшите материальные затраты и стоимость рабочей силы. Подобно дихотомической структуре, антитезная модель для оценки результата остро представляет этические проблемы, но не отображает точно управленческую дилемму. Социальные пособия и затраты также как финансовые доходы и расходы связаны почти со всеми альтернативами в этическом выборе.

4. Большинство этических решений имеют сомнительные последствия.

Обычно считается, что этические проблемы в менеджменте свободны от риска или сомнения, имея известный результат для каждой альтернативы. Оплатите взятку, и получите импортируемые товары быстро. Вложите капитал в очистные сооружения, и выброс будет сокращен на X процентов при Y стоимости операции. Произведите абсолютно безопасное изделие по дополнительной стоимости Z долларов за единицу. Детерминированная модель, -- то есть одна без вероятностей -- упрощает процесс анализа, но точно не описывает управленческую дилемму. Поскольку вовсе не ясно, к каким последствиям приведет любая из рассматриваемых альтернатив, и совсем не ясно, к каким последствиям приведут большинство из принятых этических решений.

5. Большинство этических решений имеют персональную заинтересованность.

Обычно считается, что этические проблемы в менеджменте в значительной степени безличны, отделены от жизни и карьеры менеджеров. На самом деле каждая черта характера отдельно взятого менеджера безошибочно присутствует в принимаемых им решениях, и зачастую желание продвинуться по собственной карьерной лестнице перевешивает очевидные обязательства менеджера перед другими членами организации или сообщества, хотя в своих собственных глазах его действия могут быть вполне мотивированными с точки зрения его морали.

Этические решения -- не простой выбор между правильным и неправильным; они есть сложные суждения о балансе между экономическим и социальным поведением организации. Должен ли сохраняться баланс между экономическим и социальным поведением? Как достичь этого баланса? Здесь уместны три метода анализа: экономический, юридический, и этический.

1. Экономический анализ -- возможность рассматривать многие из проблем менеджмента, как имеющие определенное этическое содержание с точки зрения микроэкономической теории, полагаясь на безличные рыночные силы в выборе решения между экономическим и социальным поведением.

2. Юридический анализ -- возможность рассматривать каждую из проблем, имеющую этическое наполнение, на основе юридической теории, полагаясь на безличные социальные силы в выборе между «правильным» и «неправильным». Здесь основное убеждение -- то, что демократическое общество может устанавливать собственные правила и что, если люди и организации следуют этим правилам, то с членами этого общества будут обращаться настолько справедливо насколько это возможно.

3. Этический анализ -- возможность рассматривать каждую из проблем, имеющих моральное содержание, используя структуру нормативной философии, полагаясь на основные принципы в выборе между «правильным» и «неправильным». Убеждение, лежащее в основе нормативной философии -- то, что, если все рационально мыслящие индивидуумы в обществе действуют на одних и тех же принципах полезности и логичности, то с членами этого общества будут также обращаться настолько справедливо, насколько это возможно.

Итак, имеются три формы анализа, которые могут помочь достичь относительно правильного баланса между экономическим и социальным поведением. Эти формы анализа: экономический, основанный на безличных рыночных силах; юридический, основанный на безличных социальных силах; и философский, основанный на персональных принципах и ценностях.

Но ни экономический, ни юридический, ни философский анализ в отдельности не является полностью удовлетворительным как средство решения этических дилемм. Когда мы пытаемся найти баланс между экономическим и социальным поведением организации, ни одна из форм не дает нам метод решения относительно образа действия, о котором мы можем говорить с уверенностью -- «правильно», «верно» и «справедливо».

Экономический анализ . Стремление к Pareto Optimality посредством безличных рыночных сил довольно привлекательно -- все, что мы должны делать, это максимизировать доходы и минимизировать затраты, и рыночные отношения вкупе с политическими решениями устранят или сведут на нет вред и убытки, которые мы нанесем другим. Однако, имеются и практические, и теоретические проблемы с микроэкономической теорией. Мы должны признать, что рынки -- не настолько эффективны, а избиратели -- не настолько щедры.

Юридический анализ . Концепция безличных социальных процессов также привлекательна -- все, что мы должны делать, это повиноваться закону, и тогда мы можем чувствовать, что следуем коллективным моральным стандартам большинства населения. Однако, эта концепция разваливается, когда мы сталкиваемся с процессом, где индивидуальные нормы, убеждения, и ценности институциализируются в юридическую структуру. Нельзя не признать, что имеется слишком много различий, слишком много компромиссов между индивидуальными моральными ценностями и стандартами, и общенациональными юридическими законами.

Философский анализ . Концепция персонального рационального анализа также привлекательна -- все, что мы должны делать -- основывать наши решения на отдельно взятом моральном принципе (предпочтения или последовательности) или на отдельной ценности (справедливости или свободы) -- но рациональный анализ имеет внутренний недостаток. При попытке использовать любой из принципов или любую из ценностей в моральном резонировании, мы находим, что должны добавить в причинно-следственную цепочку второй принцип или вторую ценность (зачастую прямо противоречащие первым), чтобы достичь логического заключения. Мы должны признать, что комбинация противоречивых принципов или ценностей не может быть рациональна.

Если одно из решений или действий дает адекватный финансовый доход, соответствует действующему законодательству, обеспечивает существенные выгоды для большинства членов сообщества, когда можно желать, чтобы таким образом действовал каждый, столкнувшийся с тем же самым набором альтернатив и основных факторов, что это «справедливо» в смысле увеличения потенциала социального сотрудничества, и «беспристрастно» в смысле реализации способностей других сделать свой выбор, -- тогда можно говорить, что решение или действие « правильно», «верно» и «справедливо».

Список использованной литературы

1. Мардас А. Н., Мардас О. А. Организационный менеджмент. СПб.: «Питер», 2003 - 336 с.

2. Переверзев М. П., Шайденко Н.А., Басовицкий Л. Е. Менеджмент М.: ИНФРА-М, 2003 - 288 с.

3. Хомутская Л. П. Этические проблемы менеджмента. // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.160-164

4. Эмерсон Г. Современный менеджмент. М.: «НОРМА», 2005 - 434 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Виды информации и критерии ее оценки. Информационная система и управленческий учет. Информационная подготовка управленческих решений. Стадии информационной подготовки при принятии управленческих решений. Формирование адаптивной системы моделей бизнеса.

    реферат , добавлен 10.09.2010

    Принятие решений как составляющая управленческой функции. Подготовка управленческих решений в современных организациях. Эффективность процесса принятия и реализации управленческих решений с использованием элементов моделирования в ООО "Магнит-НН".

    курсовая работа , добавлен 23.02.2012

    Классификация управленческих решений. Понятие "риск" в управлении современной организацией. Управление рисками при разработке управленческих решений. Оценка степени риска. Основные приемы и методы риск-менеджмента при принятии управленческих решений.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2014

    Влияние информации и профессионализма персонала на неопределенности. Пример их учета в управленческих решениях. Анализ внешней и внутренней среды. Рекомендации совершенствования анализа проблем учета неопределенности в принятии управленческих решений.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2012

    Понятие управленческого решения. Характеристика моделирования проблемной ситуации. Процесс разработки решений в сложных ситуациях. Базовые и альтернативные концепции, классическая и ретроспективная модель процесса принятия управленческих решений.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Суть анализа ситуации принятия управленческих решений. Методы организации экспертиз: кейс метод, двухтуровое анкетирование, факторный анализ и многомерное шкалирование. Анализ ситуации в государственных органах власти при принятии управленческих решений.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2010

    Сущность и классификация рисков. Приемы разработки и выбора управленческих решений в условиях риска. Основная характеристика туристической фирмы. Риск при принятии управленческих решений в туристической фирме ООО "Туристическая Компания Романовой Ольги".

    курсовая работа , добавлен 21.01.2014

    Понятие и виды методов выработки управленческих решений. История развития советской школы выработки управленческих решений. Сущность и особенности применения экономико-математических и экспертных методов разработки управленческих решений на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2009

    Сущность и функции управленческих решений, их классификация и этапы разработки. Методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования и творческого мышления. Особенности проведения "мозговой атаки", ее преимущества и недостатки.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Сущность и характерные особенности решений. Классификация управленческих решений. Характеристика распределения полномочий на принятие решений. Исследование управленческой структуры и методов принятия управленческих решений в организации ООО "Лидер".

Данная статья планируется как первая публикация из серии статей, посвященных интеллектуальному управлению проектами.
В публикации будут кратко рассмотрены вопросы имитационного моделирования управления проектами (УП) и интеллектуализации УП.

Предполагается, что читатель поверхностно знаком с теорией управления проектами и системным анализом, а так же возможно с проектированием информационных систем. Углубленные знания по всем или одному из направлений могут вызвать непреодолимое желание написать комментарий, что приветствуется!… или запустить в автора чем-нибудь тяжелым…
Итак, приступим.

1. Модель проекта

В соответствии с PMBoK 5 (1) выделяют несколько областей знаний управления проектами (все их мы затрагивать не будем). В каждой из областей проект рассматривается с разных сторон, выделяются всевозможные сущности/объекты, методы управления и их влияние на проект, как на способ организации работы для достижения конкретной цели или решения задачи. Здесь мы лишь кратко опишем типичные объекты, которые можно выделить при управлении проектами, их характеристики, взаимосвязи, а так же общую механику имитационного моделирования и соответствие её жизненному циклу проекта.

Типичные объекты и их характеристики
Проект обладает следующими характеристиками: руководитель, наименование, тип, планируемая дата начала, фактическая дата начала, планируемая дата окончания, фактическая дата окончания, текущее состояние жизненного цикла, начальный баланс проекта, текущий баланс проекта.
Расчетные или определяемые на основании других объектов характеристики: команда проекта, процент выполненного объема работ, отставание или опережение по объему выполненных работ, отставание или опережение по срокам, планируемая стоимость.
Задача/Работа – здесь указываются схожие характеристики с проектом, к которым добавляются следующие: приемщик, ответственный исполнитель, тип выполняемой работы, проект, место, процент готовности.
Расчетные или определяемые на основании других объектов характеристики: последовательность выполнения внутри проекта, состав исполнителей, история изменения состояния, стоимость выполнения задачи/работы.
Материальный ресурс (основные средства): тип объекта, дата постановки на учет, дата ввода в эксплуатацию, название, балансовая стоимость.
Расчетные или определяемые: амортизация, текущее состояние, где задействован сейчас, расписание использования.
Расходуемый ресурс (сырье, запасные части): тип ресурса, начальные запасы, место расположения, дата поставки, срок годности.
Расчетные или определяемые: текущие запасы, интенсивность расходования
Персонал : ФИО, постоянное размещение.
Расчетные или определяемые: доступность для работы, совместимость с другими сотрудниками, текущее размещение на время выполнения работы, где задействован, расписание работы.
Риск : вероятность возникновения, цена ущерба, описание, продолжительность влияния, индикатор срабатывания риска.
Расчетные или определяемые: мероприятия по устранению последствий, мероприятия по недопущению возникновения или уклонению, стоимость, сроки реализации.

Взаимосвязи и зависимости
Проект--задача – выполняются в ограничениях сроков проекта.
Задача--задача – могут иметь иерархическую связь (вертикальную), могут иметь связь в виде указания последовательности выполнения (горизонтальную).
Материальный ресурс--задача – привязывается через отношение расписания к задаче с указанием расписания использования.
Расходуемый ресурс--задача – привязывается через отношение расписания к задаче с указанием необходимого запаса для ее выполнения.
Персонал--задача – могут быть задействованы в рамках нескольких задач, для чего указывается расписание работ и процент использования в задаче.
Риск--[Объект] – при указании взаимосвязи с [Объектом] указывается вероятность возникновения.
Разумеется это не полный перечень объектов.

Механика
Каждый такт моделирования соответствует фиксированному времени – 1 день/час выполняемого проекта. Для этого примем все сроки, и интервалы в проекте - кратными величине 1 день/час. Схема цикла моделирования изображена далее:


Цикл моделирования заключается в следующем:

  1. Устанавливаются начальные значения для проекта для симуляции. Создается проект, подготавливается расписание проекта, дерево рисков. На этом этапе так же доступны функции интеллектуальной поддержки управления проектами, но этот шаг не может быть выполнен без ЛПР.
  2. Итерация начинается с определения действующих значений.
  3. Выполнение такта. Каждый такт моделирования выполняются следующие операции:
    • расходуются ресурсы по задачам,
    • проверяется вероятность отказов (рисков),
    • выполняется определенный объем работ из перечня работ по проекту,
    • выполняются финансовые операции по проекту.
  4. Сохраняются рассчитанные значения для определенного такта
  5. Проверка условий завершения моделирования.
  6. Завершение моделирования и вывод результатов (аналитических, агрегированных и подробных значений по шагам моделирования). При окончании моделирования сохраняются последние (итоговые) значения и причины прекращения моделирования.
  7. Выдача пользователю (или лицу, принимающему решения - ЛПР) информации о состоянии проекта без использования оптимизаций, модулей аналитики и поддержки принятия решений. От пользователя необходима реакция на текущее состояние (при необходимости) или продолжение моделирования.
  8. Оценка управленческих решений пользователя на основе текущих значений, а так же ретроспективы их изменения и принятых пользователем управленческих решений с применением алгоритмов оптимизаций, модулей аналитики и поддержки принятия решений.

В соответствии с жизненным циклом проекта будем различать:

  • инициализация и планирование проекта – 1 шаг
  • реализация проекта – 2-5, 7 и 8 шаг цикла
  • завершение проекта – 6 шаг

Общие замечания
Все данные промежуточных шагов симуляции сохраняются и накапливаются в пределах текущей симуляции. При дальнейшей работе оптимизационных алгоритмов (на 8 шаге цикла симуляции) могут использоваться данные как текущей, так и предыдущих завершенных симуляций (с поправкой на результат завершения симуляции).
При нескольких одновременно выполняемых работах проекта симуляция для них выполняется как бы параллельно (т.е. симулируется одновременное выполнение), в случае отсутствия разногласий по используемым ресурсам.
При нескольких сотрудниках/типах ресурсов моделирование выполняется для каждого из них параллельно (т.е. расходуются одновременно), в случае отсутствия разногласий по используемым ресурсам.

2. Технологии реализации



Основные рассматриваемые вопросы:

  • хранение структуры данных проекта в БД
  • интерфейс для взаимодействия пользователя со структурой БД
  • средства реализация сервера симулятора
  • интерфейс для взаимодействия между БД и сервером симулятора
  • хранение нейронной сети и промежуточных шагов итерации симулятора
  • взаимодействие между интерфейсом приложения и нейронной сетью

Как несложно заметить объекты проекта и связи между ними легко представить в виде отношений реляционной БД и хранить в таком виде тоже не сложно, т.е. будет достаточно реляционной БД – MySQL, например.
Для разработки интерфейса выберем фреймворк Yii 2 (и соответствующий стек технологий – PHP, HTML и т.д.).
Реализация сервера симуляции – Node.js
Реализация нейронной сети для Node.js, например - habrahabr.ru/post/193738
Взаимодействие с frontend (Yii2) и Node.js - github.com/oncesk/yii-node-socket
Остается открытым вопрос о формате хранения самой нейронной сети, на которую накладываются следующие требования:

  1. Отражение свойств нейронной сети (взаимосвязи, веса связей и т.д.)
  2. Безопасный доступ (исключить непосредственное влияние пользователя на сеть)
  3. Возможность обучения сети.

2. Логика управления

Для каждой из областей знаний управления проектами существуют постановки задач и описанные математические способы их решения, с которыми автор поверхностно знаком. В зависимости от модели управления знание этих правил и способов решения задач должны перераспределяться между системой и пользователем. Модели управления выделены следующие: (1)

  1. управление с уведомлениями – система не воздействует на объект (проект), но отображает уведомления об изменениях показателей и возможности выполнения действий (принятие решений и максимум знаний требуется от ЛПР).
  2. интерактивное управление – система предлагает управляющие воздействия, но решение остается за ЛПР (принятие решений остается за ЛПР).
  3. эвристическое управление – система принимает решения и выполняет некоторые воздействия самостоятельно (ЛПР исключается из процесса управления).

Реализация самого управления заключается в мониторинге и анализе совокупности характеристик проекта и оценке их отклонения от «нормальных» для данного времени, с учетом динамики их изменения. Управляющие воздействия подбираются на основе полученных данных (т.е. при наличии соответствия такой комбинации характеристик какого-либо воздействия), а так же анализируются схожие проекты со схожими ситуациями и принятые в них решения. В соответствии со степенью или уровнем отклонения могут применяться те или иные способы воздействия:

  1. Перераспределение ресурсов между задачами;
  2. Перераспределение трудовых ресурсов между задачами;
  3. Изменение расписания выполнения задач;
  4. Планирование закупок;
  5. Уклонение или принятие мер по ликвидации последствий рисков.

Для способов воздействия важны такие характеристики: степень соответствия ситуации, продолжительность реализации, стоимость реализации, возможное время начала реализации. Для определения применимого способа воздействия важно:

  1. Указанные экспертами характеристики.
  2. Наличие информации в накопленной базе выполненных проектов.

Данные механизмы логично строить с применением нейронных сетей и нечеткой логики. Использовать эти алгоритмы можно как на этапе инициализация и планирование проекта, так и на этапе его реализации. Возможно выполнение анализа – как изменяться характеристики после применения управляющего воздействия.

3. Интеллектуализация имитации

Т.о. на этапе выполнения такта возможно полное исключение ЛПР из процесса управления. Что же для этого необходимо? Для моделирования событий нужны уточнения некоторых характеристик (приближенные). Для выполнения управляющих воздействий система должна «знать» некоторую дополнительную информацию относительно предметной области, например:
1. Перераспределение ресурсов между задачами.

  • взаимозаменяемость ресурсов – можно задать таблицами-матрицами соответствия;
  • вероятность выхода из строя ресурсов – указывается вероятность в диапазоне от Xmin до Xmax;
  • возможность параллельного использования несколькими исполнителями – как логическое свойство задачи.

2. Перераспределение трудовых ресурсов между задачами.

  • взаимозаменяемость и несовместимость персонала – можно задать таблицами-матрицами соответствия;
  • производительность трудовых ресурсов – как расчетное значение на основе данных о: опыте работы, возрасте, повышении квалификации и т.п.
  • соотношение типов выполняемой работы и требуемых для ее выполнения навыков – аналогично решается матрицами;
  • вероятность невыхода трудовых ресурсов (вероятность болезни) – указывается вероятность в диапазоне от Xmin до Xmax;
  • возможность параллельного выполнения одной работы несколькими исполнителями – как логическое свойство задачи.

3. Изменение расписания выполнения задач.

  • возможна ли приостановка задачи, или выполнение должно быть непрерывным – как логическое свойство задачи;
  • входит ли задача в «критический путь» (т.е. сроки ее выполнения непосредственно влияют на сроки завершения проекта) – определяется системой «налету».

4. Планирование закупок.

  • интенсивность расходования ресурса – определяется системой «налету».
  • возможность закупки необходимого оборудования - как логическое свойство задачи.

5. Уклонение или принятие мер по ликвидации последствий рисков.

  • вероятность отказов оборудования – указывается вероятность в диапазоне от Xmin до Xmax;
  • возможные варианты уклонения и ликвидации последствий – решается матрицами или списками соответствия (с указанием степени соответствия).

Это не исчерпывающий список задач. Здесь так же необходимо отметить тот факт, что универсального решения для любого проекта быть не может и, что хорошо для одного проекта – для другого смерть. Т.о. необходимы определенные ключевые характеристики, их совокупности, и их значения, которые позволяли бы типизировать и классифицировать, подбирая схожие проекты для обучения системы, например:

  • типы задействованных ресурсов;
  • типы поставленных задач;
  • квалификация и умения задействованного персонала;
  • размер бюджета;
  • продолжительность проекта;
  • успешность проекта;
  • количество участников и т.д.

Далеко не последнюю роль будет играть фактор неопределенности как характеристик описанных выше, так и характеристик самого проекта.

4. Многоагентность

Как было отмечено выше, разногласия по использованию ресурсов могут быть как внутри проекта между задачами, так и между разными проектами, использующими одни и те же ресурсы. Для упрощения работы с ресурсами мы выделим агента, которого назовем «Арбитр ресурсов». Именно к нему будут обращаться агенты «Проекты» за необходимыми ресурсами, что даст возможность перераспределять даже зарезервированные ресурсы в зависимости от важности (критичности) выполняемых задач или проектов.

Заключение

Что даст такое имитационное моделирование или симуляция управления проектом? Ответ прост:

  1. управление с уведомлениями - можно использовать как тренировку или тестирование ЛПР на знание определенных принципов или умение решать задачи связанные с управлением проектами.
  2. интерактивное управление - отработка некоторых практик и проверка их на модели. Что даст возможность изменить модель для соответствия ситуации или наоборот оценить владение методами решения задач УП самому ЛПР (самопроверка).
  3. эвристическое управление - возможность большого количества запусков симуляции и накопление определенного опыта (данных) об этих симуляциях для их дальнейшего анализа.

Однако сама имитация и симуляция - не конечная цель. В результате накопления достаточно точных простых и сложных моделей в базе симуляции, разработки и отладке поведения имитационной модели и модулей, осуществляющих интерактивное взаимодействие и эвристическое управление (без ЛПР), возможно использование накопленных правил и алгоритмов для управления (или интеллектуальной поддержки управления) реальными проектами (3).
Реализация такой системы в виде SaaS решения, с привлечением некоторого количества участников, позволит получить доступ к опыту работы (обезличенному) других участников (с возможностью обучения системы).

Список используемых источников

  1. pmlead.ru/?p=1521 . [В Интернете]
  2. www.aaai.org/ojs/index.php/aimagazine/article/view/564 . [В Интернете]
  3. us.analytics8.com/images/uploads/general/US_2010-10_Whitepaper_BI_Project_Management_101.pdf . [В Интернете]
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений