Презентация на тему память по психологии маклаков. Презентация на тему "память"

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Слайд 2

Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком. Она характеризуется такими процессами, как запечатление, сохранение, воспроизведение и переработка человеком разнообразной информации.

Слайд 3

Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Человеческая память - это не просто какая-то единая функция. В ней участвует много различных процессов.

Слайд 4

Существуют три совершенно различных типа памяти: 1) как "непосредственный отпечаток" сенсорной информации; 2) кратковременная память; 3) долговременная память.

Слайд 5

Непосредственный отпечаток сенсорной информации Эта система удерживает довольно точную о полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика - 0,1-0,5 с. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Слайд 6

Кратковременная память удерживает материал иного типа В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается лишь 5-6 слов.

Слайд 7

Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удержать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время. Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.

Слайд 8

Долговременная память Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память - наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти.

Слайд 9

В памяти выделяют три процесса: - запоминание (ввод информации в память); - сохранение (удержание); - воспроизведение.

Слайд 10

Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление - импритинг. Состояние импритинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сенситивного развития психических функций. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольное запоминание.

Слайд 11

Организованное повторение материала с целью его запоминания называется заучиванием. Значительный рост способности к заучиванию падает на возраст от 8 до 10 лет и особенно возрастает с 11 до 13 лет. С 13 лет наблюдается относительное снижение в темпах развития памяти. Новый рост начинается с 16 лет. В возрасте 20-25 лет память человека, занятого умственным трудом, достигает высшего уровня.

Слайд 12

Лучше всего запоминается то, что возникает в качестве препятствия, затруднения в деятельности. Запоминание материала, данного в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание материала, найденного самостоятельно, в ходе активной деятельности. То, что запоминается хотя бы и непроизвольно, но в процессе активной интеллектуальной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно.

Слайд 13

Результат запоминания выше при опоре на наглядный, образный материал. Однако продуктивность запоминания при опоре на слова с возрастом увеличивается, чем при опоре на картинки. Поэтому разница в использовании тех и др. опор с возрастом уменьшается. При самостоятельном придумывании словесные опоры становятся более действенным средством запоминания, чем готовые картинки.

Слайд 14

Почему человек забывает? Существует несколько причин, почему человек забывает информацию: 1. Отсутствие или потеря интереса (потребности, мотивации) 2. Отсутствие или снижение концентрации внимания (сосредоточения) 3. Когда информация не осмыслена.

Слайд 15

Факторы препятствующие концентрации памяти стресс;рассеянность;перевозбуждение или апатия; погруженность в себя и т.д.Также возможности памяти понижаются из-за:усталость;действие алкоголя и других наркотических веществ;болезни.

Слайд 16

«У ВАС ХОРОШАЯ ПАМЯТЬ?» (Психологический тест) О пожилых людях говорят, что из-за усиливающегося склероза они становятся рассеянными и забывчивыми. В действительности же забывчивость не является «привилегией» только пожилых. Увы, «дырявая» память может быть у людей разных возрастов. А какая у вас память?

7-12 баллов. Память у вас не так уж плоха, но вы, видимо, не умеете сосредоточиться, а это всегда мешает запоминанию. 13-17 баллов. Результаты ваши вполне приличны, и вы можете рассчитывать, что в большинстве случаев память вас не подведет.

Слайд 20

18-21 балл. Отличный результат, который доказывает, что у вас незаурядная память. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей. За память свою не беспокойтесь. Свыше 22 баллов. У вас прекрасная, если не сказать, феноменальная, память!

Слайд 21

Посмотреть все слайды

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Что такое память? Выполнила: Валиуллина Айша Руководитель: Гуськова Елена Анатольевна

2 слайд

Описание слайда:

Цель работы: Выяснить что такое память, возможности человеческой памяти, изучение памяти у ребят 3 «В» класса. Задачи: Изучить особенности и виды памяти; Определить виды памяти у учащихся; Провести диагностику по изучению памяти у учащихся 3 «В» класса; Проанализировать, оценить и сравнить память учащихся; Изучить способы развития памяти; Разработать рекомендации с упражнениями для учащихся. Гипотеза: Допустим, что память у всех ребят одинаковая.

3 слайд

Описание слайда:

ПЛАН 1. Память. Какова ее роль в нашей жизни? 2. Органы чувств и виды памяти. 3. В чем особенность памяти человека. 4. Возможности человеческой памяти. Некоторые законы памяти. 5. Отрицательные факторы влияющие на память. 6. Проведение диагностики и подведение итогов. 7. Вывод.

4 слайд

Описание слайда:

Память. Какова ее роль в нашей жизни? Память – это способность человека сохранять свои знания и опыт и использовать в своей жизни. Память связана с мозгом человека. Мозг получает различную информацию, перерабатывает её и сохраняет. Если бы у нас не было памяти, проснувшись, мы бы не поняли, куда и зачем нам надо идти, и что там делать. Мы не помнили бы себя, свое имя, адрес. Забыли бы родной язык и не смогли сказать ни слова. Чувствовали голод и жажду, но не помнили, где взять еду и воду.

5 слайд

Описание слайда:

Человек начинает запоминать уже в утробе матери. По мнению ученых, память у человеческого плода начинает работать уже в 20 недель.

6 слайд

Описание слайда:

Органы чувств и виды памяти Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. В зависимости от того, какую информацию мы запоминаем, можно выделить: память на движения (двигательная), память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), на образы (образная), память на расположение предметов в пространстве, лица, числа и т.д. Соответственно выделяют: зрительную слуховую обонятельную осязательную вкусовую

7 слайд

Описание слайда:

Особенность памяти человека У всех живых существ есть память. Примитивные формы памяти есть даже у насекомых. Человеческая память более многогранна. Только человеку свойственна память на слова (словесная память). Люди давно осознали, что память – это мощное средство. Мы знаем ряд исторических личностей, которые прославились и достигли успеха благодаря своей незаурядной памяти. Например, по свидетельству современников, полководцы Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат. А это около 30 тысяч человек! Философ Сенека был способен повторить 2 тысячи не связанных между собой слов, услышанных лишь один раз. 150 повторений, чтобы червяк «запомнил» по какому пути двигаться безопасно Александр Македонский Юлий Цезарь Философ Сенека

8 слайд

Описание слайда:

РЕКОРДЫ ПАМЯТИ. Южноафриканский политический деятель Ян Христиан Смэтс в преклонном возрасте выучил наизусть 5000 книг, а бирманец Виситтабм Вумса в 1974 прочел наизусть 6000 страниц буддийских канонических текстов. Мехмед Али Халиси из Анкары 14 октября 1967 года прочел на память 6666 стихов Корана за шесть часов. Валерий Лавриненко запоминает 100 знаков за две с половиной минуты, а 200 - за три, делая при этом максимум две-три ошибки. Он воспроизводит числа в любом порядке и опишет внешность людей, предложивших эти числа. Особенно полезна память на телефонные номера. Китаец Гу Ян Линь в свои 26 лет помнит 15 тысяч телефонных номеров Харбина. Паула Прентис, оператор справочной службы на Тасмании, помнит 128603 номера телефонов абонентов, их имена, адреса, названия учреждений. Самвел Гарибян безошибочно воспроизводит 1000 продиктованных ему слов, произвольно выбранных из десяти языков. Американка Барбара Мур исполнила на пианино по памяти 1852 песни. "Концерт" ее продолжался с 25 октября по 13 ноября 1988 года!

9 слайд

Описание слайда:

Но далеко не все талантливые и успешные люди обладали феноменальной памятью. Человек давно изобрел ряд приемов, которые могут помогать нашей памяти. Если хотим что-то выучить, повторение материала – одно из важных условий запоминания. Но утомительное «зазубривание» материала может быть не всегда полезно. Повторения должны быть распределены во времени. Возможности человеческой памяти. Некоторые законы памяти Если информации, которую надо запомнить много, ее надо структурировать. Например, чтобы лучше запомнить и пересказать текст мы можем сделать следующее: - выделить основные мысли, - составить план рассказа - использовать иллюстрации, которые ассоциируются с содержанием текста.

10 слайд

Описание слайда:

Примером мнемотехники может служить известное выражение: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Оно помогает нам запомнить порядок цветов в радуге. Легко запоминающееся зарифмованное грамматическое правило: «Жи -, ши- пиши с буквой «и» - еще один пример мнемонического приема. Мнемозина –Богиня памяти В греческой мифологии была богиня – Мнемозина, жена Зевса, мать девяти муз. Греки почитали её, поэтому и искусство запоминания назвали её именем. Мнемотехника уходит своими корнями в глубокую древность, насчитывает как минимум 2 000 лет. Искусство запоминания назвали мнемотехника (или мнемоника) – это искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций (связей).

11 слайд

Описание слайда:

Одним из эффективных приемов запоминания является обычная «шпаргалка». Когда мы ее готовим, мы лучше запоминаем. Например, «шпаргалки» со списком продуктов мы готовим, когда идем в магазин. Возможности человеческой памяти. Некоторые законы памяти Есть несколько законов памяти. Например: - редкие и странные явления запоминаются лучше; - лучше запоминается начало и конец книги, рассказа, фильма и проч.; - лучше запоминаются неоконченные действия, дела и события, чем завершённые.

12 слайд

Описание слайда:

Возможности человеческой памяти. Некоторые законы памяти Несколько советов как «помочь» своей памяти при подготовке школьных заданий: - Не перегружайте внимание во время занятий большим количеством предметов на столе - Разбивайте работу на «блоки»: 20-30 минут занятий одним предметом, затем короткий отдых - Если чувствуете, что устали от одного занятия, переключитесь на другой. - Не нагружайте только один вид памяти: старайтесь во время занятий и говорить, и писать - Концентрируйте внимание на основном занятии, не отвлекайтесь на телевизор и компьютер.

13 слайд

Описание слайда:

Отрицательные факторы, влияющие на память: Отрицательное психологическое состояние (волнение, стресс и т.д.); Химические вещества; Медицинские препараты Курение; Алкоголь.

14 слайд

Описание слайда:

У вас хорошая память? (тест) О пожилых людях говорят, что из-за усиливающегося склероза они становятся рассеянными и забывчивыми. В действительности же забывчивость не является «привилегией» только пожилых. Увы, «дырявая» память может быть у людей разных возрастов. А какая у вас память? Чтобы получить ответ на этот вопрос, воспользуйтесь следующим тестом.

15 слайд

Описание слайда:

В течение 1 минуты - положите перед собой часы - прочтите 25 слов, закройте текст и за 5 минут запишите в любом порядке все слова, которые вам удалось запомнить. Подсчитайте число написанных слов и оцените каждое написанное слово в 1 балл. По сумме баллов определите, к какой категории вы можете себя отнести. Корова, мама, слон, лом, картошка, женщина, заяц, ложка, полы, лампочка, радио, фильм, букет, трава, самолет, аромат, сердце, месяц, автомобиль, поезд, вертолет, Карпаты, сено, перевал, столетие.

16 слайд

Описание слайда:

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА 6 баллов и меньше. Ваша память (в первую очередь зрительная) не в лучшем состояний. Но это вовсе не безнадежно - займитесь регулярными упражнениями по тренировке памяти, например чтением книг, запоминанием текстов и т. д. Помогает и счет в уме. Употребляйте витамины. При случае посоветуйтесь с врачом или психологом об индивидуальных методах профилактики забывчивости. 7-12 баллов. Память у вас не так уж плоха, но вы, видимо, не умеете сосредоточиться, а это всегда мешает запоминанию. 13-17 баллов. Результаты ваши вполне приличны, и вы можете рассчитывать, что в большинстве случаев память вас не подведет. 18-21 балл. Отличный результат, который доказывает, что у вас незаурядная память. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей. За память свою не беспокойтесь. Свыше 22 баллов. У вас прекрасная, если не сказать, феноменальная, память!

Слайд

Подводя итог своей работы, я могу сказать, что цели и задачи, поставленные мной в начале работы, я считаю достигнутыми. Приведенные выше факты и диагностика, говорят о том, что память у людей различна. Обработка данных показывает, что у одних преимущественно преобладает слуховая память, у других зрительная. Но есть и такие, у которых хорошо развиты сочетания всех видов памяти. В результате проведенных мной опытов я получила статистические данные о развитости слуховой и зрительной памяти у одноклассников, узнала, какой материал запоминается ими лучше и что для них более интересно. Надо помнить, что наша память во многом зависит от нас. Память можно улучшить с помощью специальных упражнений, улучшить память можно благодаря постоянному заучиванию стихотворений. Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух и тогда не будет необходимости носить с собой записные книжки. Научись говорить себе «да» и это будет решением проблемы.

1 слайд

2 слайд

Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше. Закон торможения При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой. Закон оптимальной длины ряда Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце. Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз. Закон незавершённости Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

3 слайд

Свойства памяти Точность Объём Скорость процессов запоминания Скорость процессов воспроизведения Скорость процессов забывания

4 слайд

5 слайд

Закономерности памяти Память имеет объём, ограниченный количеством стабильных процессов, являющихся опорными при создании ассоциаций (связей, отношений) Успешность припоминания зависит от способности переключать внимание на опорные процессы, восстанавливать их. Основной приём: достаточное количество и частота повторений. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

6 слайд

Типологии памяти Существуют различные типологии памяти: по сенсорной модальности - зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память; по содержанию - образная память, моторная память, эмоциональная память; по временным характеристикам - долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;

7 слайд

8 слайд

Память Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

9 слайд

Афоризмы на тему девичьей памяти: Девичья память не плохо помнит, она просто умеет забывать то, что ей не нужно. Девичья память - когда не помнишь с кем и когда становишься женщиной. Девичья память - это не амнезия, это редактура в пользу пола.

10 слайд

Девичья память По мнению медиков, на память женщин, которым обычно приписывают девичью память, влияет характерный для них месячный цикл. Ещё одной причиной является беременность. В организме будущей матери активно вырабатывается гормон беременности - прогестерон. Под его влиянием меняется эмоциональное состояние женщины, её жизненные приоритеты и способность к запоминанию.

11 слайд

Фотографическая память Эйдети зм (более известен как фотографическая память) (от др.-греч. εἶδος - образ, внешний вид) - особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета или явления.

12 слайд

Детская амнезия Особо выделяется детская амнезия - потеря памяти на события раннего детства. По-видимому, этот вид амнезии связан с незрелостью гиппокампальных связей, либо с использованием других методов кодирования «ключей» к памяти в этом возрасте. Впрочем, есть данные, что воспоминания первых лет жизни (и даже внутриутробного существования) могут быть частично актуализированы в изменённых состояниях сознания

13 слайд

Виды нарушения памяти Гипомнезии - ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т. д.). Гипермнезии - аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом (Шерешевский) Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

14 слайд

Процессы памяти Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

15 слайд

Нарушения памяти Большое количество знаний об устройстве и работе памяти, которое сейчас имеется, было получено при изучении феноменов её нарушения. Нарушения памяти -амнезии - могут быть вызваны различными причинами. В 1887 русский психиатр С. С. Корсаков в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал картину грубых расстройств памяти, возникающих при сильном алкогольном отравлении. Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу. В настоящее время все нарушения памяти делятся на:

16 слайд

Процессы памяти Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека. Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

17 слайд

18 слайд

Процессы памяти Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

19 слайд

Мнемотехнические приёмы запоминания: Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Рифмизация. Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией. Метод Цицерона на пространственное воображение. Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти. Методы запоминания цифр: закономерности; знакомые числа.

20 слайд

23 слайд

24 слайд

Психологи советуют делать несколько повторений: Режим рационального повторения: Если есть два дня первое повторение - сразу по окончании чтения; второе повторение - через 20 минут после первого повторения; третье повторение - через 8 часов после второго; четвертое повторение - через 24 часа после третьего. Если нужно помнить очень долго первое повторение - сразу после запоминания; второе повторение - через 20-30 минут после первого повторения; третье повторение - через 1 день после второго; четвертое повторение - через 2 - 3 недели после третьего; пятое повторение - через 2 - 3 месяца после четвертого повторения Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания (в своих опытах Эббингауз заучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов). Эббингаузу также принадлежит открытие «эффекта края» - явления, показывающего, что лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце.

25 слайд

Рекорды памяти Южноафриканский политический деятель Ян Христиан Смэтс в преклонном возрасте выучил наизусть 5000 книг, а бирманец Виситтабм Вумса в 1974 прочел наизусть 6000 страниц буддийских канонических текстов. Японец Хидеаки Томоери назвал по памяти число "пи" с точностью до 40 000 знаков после запятой. Мехмед Али Халиси из Анкары 14 октября 1967 года прочел на память 6666 стихов Корана за шесть часов. Совершенство памяти Мехмеда было удостоверено дюжиной присутствовавших при чтении академиков. Валерий Лавриненко запоминает 100 знаков за две с половиной минуты, а 200 - за три, делая при этом максимум две-три ошибки. Он воспроизводит числа в любом порядке и опишет внешность людей, предложивших эти числа. Особенно полезна память на телефонные номера. Китаец Гу Янлинь в свои 26 лет помнит 15 тысяч телефонных номеров Харбина. Паула Прентис, оператор справочной службы на Тасмании, помнит 128603 номера телефонов абонентов, их имена, адреса, названия учреждений. Американка Барбара Мур исполнила на пианино по памяти 1852 песни. "Концерт" ее продолжался с 25 октября по 13 ноября 1988 года! Кассир польского футбольного клуба «Гурник» Леопольд Хелд помнил не только все результаты, все подробности игр клуба, но и общую сумму дохода от каждого из этих матчей за все 12 лет своей работы.

Память лежит в основе способностей
человека, является условием учения,
приобретения знаний, формирования
умений и навыков. Без памяти
невозможно нормальное
функционирование ни личности, ни
общества. Благодаря своей памяти, ее
совершенствованию человек выделился
из животного царства и достиг тех
высот, на которых он сейчас
находится. Да и дальнейший прогресс
человечества без постоянного
улучшения этой функции немыслим.
Наиболее подробно вопросы памяти
человека разработаны в трудах ученых
прошлого и современности: А. Бине, Г.
Эббингауз, К. Бюлер, Т. Рибо, З. Фрейд, П.
Жане, Л.С. Выготский, П.И.Зинченко,
А.А.Смирнов и т.д.

Память есть у всех живых
существ, но наиболее высокого
уровня своего развитая она
достигает у человека. Такими
мнемическими возможностями,
какими обладает он, не
располагает никакое другое
живое существо в мире. У до
человеческих организмов есть
только два вида
памяти: генетическая и механи
ческая. Первая проявляется в
передаче генетическим путем
из поколения в поколения
жизненно необходимых
биологических, психологических
и поведенческих свойств.
Вторая выступает в форме
способности к учению, к
приобретению жизненного
опыта, который иначе, как в
самом организме, нигде
сохраняться не может и
исчезает вместе с его уходом
из жизни.

Общее представление о памяти

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире,
оставляют определенный
след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и
возможности –
воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше
прошлое было бы без будущего. Настоящее, по мере его
протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Виды памяти и их особенности:

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой
памяти.
Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по
преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения
материала анализатору.

Итак,виды памяти:

1) Мгновенная, или иконическая, память связана
с удержанием точной и полной картины
только что воспринятого органами чувств,
без какой бы то ни было переработки
полученной информации. Эта память –
непосредственное отражение информации
органами чувств. Её длительность от 0,1 до
0,5 с. Мгновенная память представляет
собой полное остаточное впечатление,
которое возникает от непосредственного
восприятия стимулов. Это - память –
образ.
2) Кратковременная память представляет
собой способ хранения информации в
течение короткого промежутка времени.
Длительность удержания мнемических
следов здесь не превышает нескольких
десятков секунд, в среднем около 20 (без
повторения). В кратковременной памяти
сохраняется не полный, а лишь обобщенный
образ воспринятого, его наиболее
существенные элементы. Эта память
работает без предварительной
сознательной установки на запоминание, но
зато с установкой на последующее
воспроизведение материала.
Кратковременная память характеризует
такой показатель, как объем. Он в среднем
равен от 5 до 9 единиц информации и
определяется по числу единиц информации,
которое человек в состоянии точно
воспроизвести спустя несколько десятков
секунд после однократного предъявления
ему этой информации.

3)Оперативной называют память, рассчитанную на хранение
информации в течение определенного, заранее заданного срока, в
диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок
хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей
перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи.
После этого информация может исчезать из оперативной
памяти. Этот вид памяти по длительности хранения
информации и своим свойствам занимает промежуточное
положение между кратковременной и долговременной.
4)Долговременная – это память, способная хранить информацию в
течение практически неограниченного срока. Информация,
попавшая в хранилища долговременной памяти, может
воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты.
Более того, многократное и систематическое воспроизведение
данной информации только упрочивает её следы в
долговременной памяти. Последняя предполагает способность
человека в любой нужный момент припомнить то, что когда- то
было им запомнено.

5)Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение
разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима
филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам.
Особую разновидность речевой памяти составляет словестно-логическая,
которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти
характеризуется тем, что человек обладающий ею, быстро и точно может
запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого – либо доказательства,
смысл читаемого текст и т.п. Этот смысл он может передать собственными
словами, причем достаточно точно. Эти типом памяти обладают ученые,
опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
6) Двигательная память – представляет собой запоминание и сохранение, а при
необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных
движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и
спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека
напрямую связано с этим видом памяти.

7) Эмоциональная память – это память на переживания. Она
участвует в работе всех видов памяти, но особенно
проявляется в человеческих отношениях. На
эмоциональной памяти непосредственно основана
прочность запоминания материала: то, что у человека
вызывает эмоциональные переживания, запоминается им
без особого труда и на более длительный
срок.Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды
памяти особой роли в жизни человека не играют, и их
возможности по сравнению со зрительной, слуховой,
двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их
роль в основном сводится к удовлетворению биологических
потребностей, связанных с безопасностью и
самосохранением организма.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПАМЯТИ У ЛЮДЕЙ:

Память у людей различается по многим параметрам: скорости,
прочности,длительности, точности и объему запоминания.
Все это количественные характеристики памяти. Но
существуют и качественные различия. Они касаются как
доминирования отдельных видов памяти зрительной,
слуховой, эмоциональной, двигательной и т.п., так и их
функционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные
области доминируют, выделяют следующие индивидуальные
типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную,
эмоциональную и разнообразные их сочетания. Один человек
для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно
должен его прочесть, так как при запоминании о
воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные
образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз
увидеть. Третий легче всего запоминает материал или
сопровождать его запоминание какими – либо движениями.
“Чистые” виды памяти в смысле безусловного доминирования
одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике
мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной,
слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями
являются зрительно – двигательная, зрительно – слуховая и
двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей
все же доминирующей выступает зрительная
память.Наибольшего развития у человека обычно достигают
те виды памяти, которые чаще всего используются.

ТЕОРИИ И ЗАКОНЫ ПАМЯТИ

Исследованиями памяти в настоящее врем заняты представители разных наук:психологии,
биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук
существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя
система понятий и, соответственно, свои теории памяти.Но все эти науки, вместе
взятые, расширяют наши знания о памяти человека,взаимно дополняют друг друга,
позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений
человеческой психологии. Представители этих наук стали проявлять повышенный
интерес к собственно психологическим исследованиям памяти, потому что это
открывало возможности для совершенствования языков программирования, его
технологии и памяти машин. Этот взаимный интерес привел к тому, что в психологии
стали разрабатывать новую теорию памяти, которую назвать информационно –
кибернетической. В настоящее время она делает только первые, но весьма
многообещающие шаги на пути к более глубокому пониманию человеческой памяти с
использованием достижений кибернетики и информатики. Ведь человеческий мозг –
это тоже своего рода сложнейшая электронно-вычислительная и аналоговая машина.

Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд

интересных данных. Он,
в частности, вывел следующие закономерности запоминания, установленные в
исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо
организованный в смысловом плане материал.
1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное
впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по
истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут
выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.
2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки
раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.
3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного
переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по
памяти его основные моменты.
4. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать
этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их
правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой
точности не всегда существует однозначная связь.
5. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества,превышающего
максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно
воспроизведенных членов этого ряда после – однократного его предъявления
уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в
запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти.
Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых
для его запоминания повторений.

6.Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без
заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких
предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного
заучивания материала наизусть.
7.При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начала и конец
(“эффект края”).
8.Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным
является то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное
целое.
9.Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем
распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в
течение нескольких часов или дней.
10.Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
11.С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений,необходимых для
его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного
внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.
12.То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно
отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
13.Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто
встречающиеся.
14.Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти
изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько
измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них
влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет
по нескольким направлениям. Во – первых, механическая
память постепенно дополняется и замещается
логической. Во – вторых, непосредственное запоминание
со временем превращения в опосредственное, связанное с
активным и осознанным использованием для запоминания
и воспроизведения различных мнемонических приемов и
средств. В – третьих, непроизвольное запоминание,
доминирующее в детстве, у взрослого человека
превращается в произвольное. В развитии памяти в
целом можно выделить две генетические линии: ее
совершенствование у всех без исключения цивилизованных
людей по мере общественного прогресса и ее постепенное
улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его
социализации, приобщения к материальным и культурным
достижениям человечества.

Рекорды памяти.

Исключительная память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он был
посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую
прочитал. Спустя два десятилетия он еще мог цитировать выдержки из нее. Он знал
многих солдат своей армии не только в лицо, но и помнил, кто храбр, кто стоек, кто
пьяница, кто сообразителен. Академик А.Ф. Иоффе пользовался таблицей логарифмов
по памяти, а великий русский шахматист А. А. Алехин мог играть по памяти «вслепую»
с 30-40 партнерами одновременно. Феноменальной памятью обладал брат А. С.
Пушкина - Лев Сергеевич. Его память сыграла спасительную роль в судьбе пятой главы
поэмы «Евгений Онегин». Уроженец США Эйра Колбери в 1814 году давал представление
в Лондоне. В 10 лет он мог мгновенно возводить не очень большие числа в 16-ю степень
и извлекать корни. Однако по мере эго как он взрослел и получал образование, эти его
способности снижались и установились на уровне чуть выше нормального. В другом
случае Жак Иноди, родившийся в 1877 году и до 20 лет остававшийся неграмотным, с 7
лет давал публичные представления, извлекая корни 3-й и 5-й степеней из 21-значных
чисел. Отличался он тем, что не видел ответы, а слышал их. Жительница Индии
Шакутани Дэви соревновалась с компьютером в извлечении корней из чисел. Она
мгновенно извлекала корни 6-й степени из 9-значных чисел, что, однако, не
свидетельствовало о ее общем уровне интеллекта: она дважды провалилась на
промежуточном экзамене на степень бакалавра.. Несколько лет назад во Франции, в
городе Лилле, в присутствии авторитетного жюри преподаватель математики
Морис Дабер соревновался с компьютером. Он заявил, что признает себя
побежденным, если машина решит 7 арифметических задач раньше, чем он 10. Дабер
решил 10 задач за 3 минуты 43 секунды, а компьютер 7 задач - за 5 минут 18 секунд.
Наш современник- феноменальный счетчик Чикашвили легко вычисляет, например,
сколько слов и букв произнесено за определенный промежуток времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В данной работы мы дали общую характеристику теориям и законом памяти.
Наиболее подробно вопросы памяти человека представлены в трудах ученых прошлого
и современности: А. Бине, Г. Эббингауз, К. Бюлер, Т. Рибо, З. Фрейд, П. Жане, Л.С.
Выготский, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов и т.д.В нашей работе были рассмотрены два
основных типа классификации памяти. В первом выделяют мгновенную,
кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором двигательную, зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и
эмоциональную.При рассмотрении в работе основных процессов и механизмов памяти,
мы, исходя из понятий: объем, быстрота запечатление, точность воспроизведения,
длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной
информации, проанализировали такие процессы как: запоминание, сохранение,
воспроизведение, узнавание и забывание. Коснулись вопросов расстройства
памяти.Проанализировав индивидуальные различия памяти у людей можно сделать
вывод о том, что к изучению человека, особенно когда речь идет о его психике, нужно
подходить с достаточной долей смирения и осознания того, что каждый человек
индивидуален и очень сложен. Важно осознавать, что даже после многолетних
исследований механизмы памяти еще не достаточно изучены, и даже те
закономерности, которые удалось вывести, не всегда приемлемы к абсолютному
большинству людей.

Список использованной литературы:

1. Лурия А. Р. Внимание и память. 1975 г.
2. Маклаков А. Г. Общая психология. 2001 г.
3. Немов Р. С. Психология. 1995 г.
4. Общая психология. 1986 г.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей
психологии: 2 т. 1989 г.
6. Блонский П. П. Память и мышление. 1979

ПАМЯТЬ Подготовила: учитель математики МКОУ «Троицкая СОШ» Игуменова И.С.

Память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.

Проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов. Это может быть зрительное представление объектов наблюдения, собеседника, участка местности, здания, а также движения, процесса общения и т. д. В состав наглядно-образной памяти входят слуховые представления. Они проявляются в том, что человек как бы слышит голос интересующего лица, звук и шум мотора нужной ему автомашины, гул соответствующего участка города. Наглядно-образная память имеет большое значение в рабочей, учебной и творческой деятельности человека
Наглядно-образная память

Выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот вид памяти тесно связан с речью. Например, объект наблюдения можно не только запечатлеть в наглядном образе, но и запомнить его характерологическую сущность. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме.
Словесно-логическая память

Зависит от сочетаний кинестетических ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток. Возникнув, двигательный образ оказывает влияние на группу мышц, работа которых связана с этим образом.
Двигательная память

Это память на эмоциональные состояния, имеющие место в прошлом. Так, в памяти могут всплыть приятные воспоминания о хорошо выполненном действии, и от этого оно отчетливо, в деталях, прочно запечатляется в нервной системе человека. И наоборот, неприятные воспоминания постепенно вытесняют подробности неуверенно выполненного действия. Яркие эмоциональные переживания быстро запоминаются и легко воспроизводятся. В этом одна из причин того, что интересный материал лучше удерживается в памяти, чем неинтересный, так как интерес всегда имеет более или менее выраженную эмоциональную окрашенность.
Эмоциональная память

Кратковременная память - сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания.
Различают также долговременную и кратковременную (оперативную) память.

Долговременная память служит для запоминания информации надолго. Все, что удерживается на протяжении более нескольких минут, находится в системе долговременной памяти. Весь приобретенный жизненный опыт составляет ее часть. Важнейшим процессом здесь выступает запоминание.

Известные в психологии приемы запоминания делятся на логические (смысловые) и механические.

Логическое запоминание направлено на смысл запоминаемой информации. При этом предлагается усиленная работа мышления. Механическое запоминание связано с формой воспринимаемой информации: слова, звуки, образы. Смысловое содержание воспринимаемого материала в процессе запоминания хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Это заучивание текста стихотворения, движений, номеров телефонов. В практической деятельности нередко трудно провести грань между логическим и механическим запоминанием. Это хорошо видно на самом распространенном приеме запоминания - повторении.

Повторение - самый распространенный метод запоминания. Здесь нужно знать следующие правила: 1) большой по объему материал нужно делить на части соответственно его смысловому значению и заучивать по частям, после чего повторять в целом;

2) число повторений должно быть больше того, что оказалось достаточным для первого полного воспроизведения заучиваемого материала;
3) повторение информации должно начинаться не позднее, чем через час после запоминания (наблюдения и специальные исследования показывают, что через час в памяти человека остается не менее 50% запомненного, а через день эта цифра доходит до 30-35%).

Тренировка памяти
Эффективность запоминания вычисляется по формуле: Число правильно воспроизведенных слов делим на 20 и умножаем на 100, получаем % эффективного запоминания.
1. Украинец 2. Экономка3. Каша 4. Татуировка 5. Нейрон 6. Любовь 7. Ножницы 8. Совесть9. Словарь10. Глина 11. Масло 12. Бумага 13.Сладости 14. Логика 15. Социализм 16. Глагол 17. Прорыв 18. Дезертир 19. Свеча 20. Вишня
Ниже приведены 20 названий (каждое под соответствующим порядковым номером), которые следует запомнить. Для запоминания дается 40 секунд. Вы должны написать все 20 слов с их номерами так, как вы их запомнили. Ответ считается правильным, если одновременно с названием указывается и его порядковый номер.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений